Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воспитать достоинство

В современных условиях это нелегко, считают специалисты
7 декабря, 2005 - 19:40
КОГДА ДЕТИ УЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ПЛОХО НЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ И ДАЖЕ НЕ ИЗ КНИГ, А ИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ СТРЕЛЯЛОК, ПЕДАГОГИ ОКАЗЫВАЮТСЯ БЕССИЛЬНЫ ЧТО-ЛИБО ИЗМЕНИТЬ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Вчера в Академии педагогических наук состоялось собрание, посвященное интереснейшей теме — морально-этическому воспитанию детей и молодежи в нынешних нелегких социальных условиях. Воспитание детей — тема всегда актуальная и очень неоднозначная. С одной стороны, как гласит известная мудрость, в этом вопросе каждый взрослый считает себя экспертом. С другой — нынешнему подрастающему поколению не повезло «подрастать» в эпоху перемен: после отхода от коммунистических ценностей мы оказались в идеологическом вакууме, и на сегодняшний день не существует единой общегосударственной морали, которая могла бы противостоять морали любимых нашими детьми героев голливудских боевиков. «Все это порождает у детей тревожность, жестокость, неуверенность в будущем, — считает академик АПН Украины Ольга Сухомлинская, — И на этом фоне возникают детская проституция, беспризорность, наркомания и другие негативные явления». Словом, нужно что-то предпринимать. Вот только что? Мнения педагогов и чиновников в этом вопросе существенно расходятся.

Напомним, еще полгода назад Президент Виктор Ющенко отдал распоряжение Министерству образования и науки подготовить новый курс для школьной программы — «этика веры». Название курса изначально задумывалось как «христианская этика», но, поскольку на территории Украины проживают и учатся не только христиане, было трансформировано в более политкорректную «этику веры». Министерство образования идею подхватило и на редкость быстро воплотило в жизнь. Казалось бы, самое простое решение вопроса — заменить отсутствие светской морали моралью религиозной, которая, с одной стороны, проверена веками, а с другой — совпадает с элементарными правовыми основами государства. Но педагоги выступают против такой практики. И дело тут не только в конституционном разделении школы и церкви.

«Сначала был подписан приказ о введении нового предмета, а только потом о разработке его основ. Как можно преподавать еще не разработанную дисциплину? Кто сегодня может сказать, что такое этика веры?», — выдвигает первый аргумент О.Сухомлинская. Кроме того, общественная мораль, по мнению академика, в некоторых вопросах существенно отошла от христианской и пропагандирует противоположные ценности. Так, если сегодня в цивилизованном мире главной ценностью считается индивидуальность, а главная задача государства — минимизировать неприятности каждого отдельного гражданина, то христианская вера полагает единственным путем к счастью страдания. И чем больше этих страданий — тем больше человеку повезло.

Более того, чиновники планируют пойти дальше, пересмотрев основы преподавания в школах биологии (!). Очевидно для того, чтобы дарвинизм не перечил божественной теории происхождения человека. Такой подход, естественно, возмутил ученых и преподавателей. Последние видят в нем возвращение в советскому радикализму, только теперь вместо безбожья педагогов пытаются заставить пропагандировать религиозность.

Что же предлагают нам педагоги? Во-первых, по возможности ограничивать ребенка от негативной информации — боевиков, компьютерных «стрелялок», да и от обычных телевизионных новостей. Во-вторых, постоянно объяснять детям, что хорошо, а что плохо, что нормально, а что — нет. В-третьих, способствовать общению ребенка с искусством. Музыкальная школа, танцевальный или художественный кружок, чтение качественной литературы в любом случае будут способствовать развитию духовности. Мораль в каждой семье должна быть своя — светская или религиозная. «Мы должны шире толковать понятие духовности, — говорит О.Сухомлинская. — Это не только религия, это культура, это антропософия, это идеи прекрасного, единства законов и космоса». Курс этики для школьников Академия педагогических наук считает необходимым, и готова его разработать.

Но есть еще одна проблема этического воспитания в школе. Это — школьные учителя. Достаточно ли они моральны и духовны для того, чтобы преподавать мораль и духовность детям? Сегодня престиж профессии школьного учителя не слишком высок, так сказать, пропорционален размеру учительской зарплаты. Соответственно, и кадры в школу идут не лучшие. «Как можно в условиях унижения воспитать человека с чувством собственного достоинства?», — спрашивает О.Сухомлинская. Вот об этом стоит подумать как раз Министерству образования и Президенту.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ