Последние дни прошлой недели на Волыни прошли, образно говоря, под знаком Радзивиллов. Как известно, этот благородный род несколько веков владел поместьем в городке Олыка. Местные жители до сих пор называют здание, в котором жили Радзивиллы, замком и хранят хорошие воспоминания о последнем ординаторе (владельце) князе Януше Радзивилле.
Вторая мировая война на месте замка оставила почти развалины, которые так стояли до середины 50-х годов прошлого века, пока на этом месте в 1957 году не решили обустроить психиатрическую больницу. Замок восстанавливали сами работники и, чего греха таить, некоторые пациенты, и отстроили, стоит отметить, так, что исторически сооружение сохранило свои основные черты. Однако, конечно, никто и не надеялся, что когда-то в этих стенах снова появятся Радзивиллы… Этот род имеет общую историю в Польше, Украине, Литве и Беларуси, владел десятью замками. Два замка – в белорусских Несвиже и Мире – восстановлены за государственный счет. В Олыке меньше года назад прекратила работу психиатрическая больница и планируется большая реставрация. Пока же помещение замка даже не отапливается, но Оксана Важатко, директор Волынского краеведческого музея, у которой теперь находятся «ключи от замка», сооружение передано на баланс музея, сообщила, что все же будут отапливать. Действительно, если эти казематы оставить без отопления, что с ними за зиму произойдет не известно.
Три года назад в Олыке побывал Мацей Радзивилл, представитель шидловецкой линии рода. В этот раз с ним приехала жена Анна-Мария, представительница Олыкской линии Радзивиллов. Наверное, для знакомства с дворцом в Олыке, в котором в 1935 родился ее отец, Фердинанд Криштоф Януш Радзивилл, его дочери стоило бы приехать весной или летом. Когда стоят зеленые деревья перед замком, помнящие еще Радзивиллов, а из противоположных центральному входу ворот открывается невероятно красивый вид, можно увидеть и остатки аллеи, по которой въезжали в замок князья… Из помещения уже полгода как выбралась психиатрическая больница, и та печальная аура и запах, сопровождавшие это заведение, еще не выветрились. И все равно это был ДОМ ее рода. Интересная деталь: когда в свое время в Дубинках возле Вильнюса в усыпальнице кальвинистского костела нашли человеческие кости, были мысли, что это могут быть останки князя Николая Радзивилла Черного. Определить это можно было, только сравнив с ДНК прямого потомка, желательно женщины. Таким потомком является Анна-Мария. Пробы ДНК совпали. Поэтому недавняя гостья олычан княгиня Анна-Мария Радзивилл – прямой потомок в 15 колене того князя, который в середине XVI века начал строить в Олыке каменный замок. Между ней и Николаем Черным – пол тысячи лет…
АННА-МАРИЯ И МАЦЕЙ РАДЗИВИЛЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ / ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА
И стоит еще в Олыке семейный костел святой Троицы, в котором тоже побывали гости. Его реставрируют при поддержке польского Фонда культурного наследия, президент которого Михал Лащковский тоже приехал с Радзивиллами. Он смог показать высоким гостям то совершенство, с которыми происходит реставрация коллегиаты, работа уже впечатляет. И это самый крупный реставрационный проект, финансируемый за счет польских фондов за рубежом.
Но спрашивать Анну о впечатлениях от Олыки, считаю, некорректно, это слишком личные впечатления.
***
Однако в Художественном музее, куда на следующий после Олыки дня пришли Радзивиллы, пани Анна первым делом направилась к портрету Януша Радзивилла, своего предка, и тогда бросилось в глаза их поразительное сходство. Без сомнения, знакомство с экспозицией Художественного музея стало волнующей страницей визита. Зоя НАВРОЦКАЯ, заведующая музеем, рассказала, что, то, первое, трехлетней давности, посещение господином Мацеем было взаимно полезным. Уже тогда он помог атрибировать некоторые портреты. Для Радзивиллов наш Художественный музей – как увеличенный семейный альбом. Они высоко оценили музейное собрание, а сейчас их особенно заинтересовали вещи, ставшие экспонатами выставки «Сокровища Олыкского замка». «У нас в фондах немало фотоснимков из архива Радзивиллов, которые очень редко экспонируются, так пан Мацей и пани Анна так их рассматривали, комментировали, будто действительно встретились с родственниками. Для нас это только исторические личности, для них их предки», – делится Зоя Навроцкая.
У нашего музея есть уникальная вещь – генеалогическое «Дерево Радзивиллов», созданное в 1740–1742-х годах гравером Питером Боссе, в Польше есть еще два таких дерева. Но созданные на бумаге, наше же – вышито шелком. Собственно, основа музея – вещи, спасенные из Олыкского замка Радзивиллов перед Второй мировой войной. Они спасены работником Волынского краеведческого музея Анатолием Дублянским, который поздней осенью 1940 года ездил в Олыку (в котором квартировали советские солдаты) и машиной вывез 300 единиц бесценных экспонатов. Жаль, что сегодня, когда речь пошла о реставрации Олыкского замка, о Дублянском мало и вспоминают. Было же время, когда его имя планировали присвоить Волынскому краеведческому музею, и это было бы вполне заслужено. Без Дублянского нечего было бы показать сегодня не только Радзивиллам, но и посетителям.
В знак благодарности за сохранение наследия рода пан Мацей подарил Художественному музею бесценное издание – каталог выставки, которая экспонировалась в замке Великих князей Литовских в Вильнюсе (Литва) с октября 2019 по январь 2020 года. Это была самая большая в истории выставка, посвященная семье Радзивиллов. Во время выставки выставлялись и экспонаты волынских музеев. Одним из ее организаторов был и пан Мацей Радзивилл.
Князя и княгиню принимали на Волыни на высоком уровне. С ними встретились в областной госадминистрации, а глава Волынского областного совета Григорий Недопад вместе ездил в Олыку, участвовал в разговоре возле телекомпании «Аверс», в Художественном музее, имел несколько встреч с ними в своем кабинете. Поляки заинтересованы в восстановлении Олыки, пан Мацей поделился опытом восстановления дворца в Несвиже и Мире, как эти небольшие белорусские города стали ныне центрами туризма, получили большие инвестиции благодаря своему историческому наследию. Президент польского Фонда культурного наследия пан Михал Лащковский сообщил, что польская сторона может предоставить своих экспертов и специалистов как в подготовке проектной документации, так и в проведении реставрации и формировании музейных экспозиций. Фонд же профинансирует их консультационные услуги. Также поляки готовы принять наших специалистов и показать, как проводится реставрация, возвращение к жизни таких исторических объектов в небольших населенных пунктах.
Участие потомков Радзивиллов в этом деле очень важно. Мы можем поучиться у них и отношению к своей истории. Читала, как пан Мацей Радзивилл впервые, еще во времена Союза, побывал в Беларуси, в городе Несвиж, как пошел в костел, в крипте которого было более семи десятков саркофагов с останками Радзивиллов. Подтверждение 400 лет пребывания здесь предков произвели на него огромное эмоциональное впечатление. Думаю, что и нынешняя поездка в Олыку и посещение Художественного музея также тронули души князей. А нам только следует помнить и осознать, что Олыка – это наша общая история.