«Я всегда чувствовал себя виновным в том, что в моей родной Дружковке состоялся суд над Олексой Тихим. Потому это издание, в составлении которого я принимал участие, рассматриваю как своеобразное личное искупление за совершенное в моем городе преступление», — сказал один из составителей двухтомника, главный редактор газеты «Наша Дружковка» Евгений Фиалко.
Сорок лет спустя публицистические выводы О. Тихого (изложенные, прежде всего, в «Думках про рідний донецький край») действительно пророческие — но, к величайшему сожалению, не потому, что только он — человек, несомненно, необычайно тонкий и чувствительный — смог разглядеть (среди идиллической действительности) катастрофические последствия политики денационализации Донбасса, а потому, что лишь он имел гражданское мужество вслух назвать ее такой, какой она была: трагической и пустой. «Я считаю, что национальная безликость, моральная пустота, животная жизнь — болезни несравненно более тяжелые, чем алкоголизм или пьянство и в значительной степени являются причиной последних, — писал О. Тихий. — И не преступлением ли нужно квалифицировать деятельность органов народного образования, учителей, деятелей заведений культуры и всех руководителей на ниве ассимиляции миллионов украинцев Донецкого края? Ведь такую массовую ассимиляцию нельзя назвать иначе, как интеллектуальным геноцидом».
«Грех моего поколения заключается в том, — с горечью качает головой еще один из составителей двухтомника — политзаключенный, сокамерник Олексы Тихого, историк диссидентского движения Василий Овсиенко, — что оно сознательно отторгло своих детей от украинских истоков — культуры и языка; обрезало им корни и пустило безродным перекати-полем по миру. Но я надеюсь, что нынешняя молодежь вернется к культуре дедов. Не каждый способен на такой героический поступок, на который пошел Олекса Тихий, но каждый способен воспитать детей в украинской культуре».
Не учитывая самой большой работы О.Тихого (компилятивного сборника цитат о роли языка в жизни народа «Мова — Народ», которая вышла отдельной книгой еще в 2007 году), изданный при поддержке ОГА двухтомный труд вобрал все наследие известного правозащитника. В частности, в том первый вошла научная, эпистолярная и публицистическая наработки мыслителя; документы, связанные с деятельностью правозащитника, и материалы судебных дел. Во втором томе собраны воспоминания друзей и сподвижников диссидента, подобраны снимки и размышления современников о жизненном и духовном пути Олексы.
«Хочется верить, — говорит сын мыслителя Владимир, — что мой отец окажется плохим пророком, и украинская культура и язык в Донецком крае, вопреки серьезным основаниям для беспокойства, не только не исчезнут, но и возродятся». Верить, пан Владимир, действительно хочется, но, к сожалению, оснований для оптимизма не так много. Разумеется, помощь ОГА в издании произведений О.Тихого является важной и своевременной, но, однако и критикуемая им в этих произведениях плачевная действительность ввиду самого лишь этого факта не изменится в лучшую сторону. Вот и теперь на вопрос, имеет ли область какой-то стратегический план по дерусификации региона, присутствующий на презентации сборника заместитель главы Донецкой ОГА Александр Фоменко ограничился ответом о том, что это — очень важная тема, о которой стоит говорить и думать отдельно. Между тем, в опубликованных текстах О.Тихого даются прекрасные практические рекомендации по возрождению украиноязычной среды — нужно лишь иметь желание руководствоваться ими в жизни.