Повышение стоимости полиса страхования автогражданской ответственности, вопреки всем разъяснениям о скидках и льготах, не вызвало особого энтузиазма у водителей. Возможно, виной тому факты, свидетельствующие о том, что «выбить» через суд возмещение ущерба зачастую бывает невозможно. Дела там рассматриваются как минимум по полгода, и вовсе не факт, что даже в том случае, если решение будет в пользу потерпевшей стороны, виновный расстанется с деньгами.
Особое отношение к этому виду страхования у профессионалов. Возмущенные ростом тарифов таксисты даже собирались, перекрыв движение, идти на баррикады и требовать снижения стоимости полиса. По словам главы профсоюза таксистов Украины Василия Попика, для них, как водителей особой категории риска, стоимость страхового полиса возросла в четыре раза. «Мы не против «автогражданки», но просим обосновать, чем мы обязаны такому вниманию. Таксист сегодня «проедает» свою машину. Он ее ремонтирует, тратит деньги на топливо. Если он работает не по 10 часов в сутки, как надо, а 23 часа, то те деньги, которые заработает, полностью потратит себе же на лекарства. А тут еще и повышение стоимости полиса страхования», — говорит он.
Как заявила вчера на пресс- конференции заместитель главы Госфинуслуг Татьяна Мосийчук, полис надо воспринимать не как дополнительный налог на владельцев стареньких авто, а как социальную защиту, предоставляемую государством гражданам без использования бюджетных средств. И базовая ее стоимость (291 гривня) со временем может измениться как в ту, так и в другую сторону, но «сегодня она выглядит вполне обосновано». Как разъяснила Мосийчук, если страховщику придется возмещать убытки по максимуму, то базовый тариф должен соответствовать размеру страховых выплат. К тому же при существующей системе льгот и бонусов «для населенного пункта, в котором проживает меньше, чем 100 тысяч человек, владельцу машины с объемом двигателя до 1600 кубических см («Таврия», «Жигули»), придется уплатить за страховой полис всего 103 гривни. Если платить будет пенсионер или инвалид второй группы — то тариф составит всего 51 гривню 65 копеек», — говорит Мосийчук.
Механизм «автогражданки» заработает с первого апреля. До этого момента страховщики должны создать централизованную базу данных, чтобы у автомобилистов, нарушающих правила дорожного движения, не возникло в будущем искушения смошенничать и платить меньше за полис. Кто будет возмещать потерпевшим ущерб, нанесенный незастрахованным водителем, пока непонятно. Но главное, что сегодня сформирован фонд защиты потерпевших (более чем 70 миллионов гривен). Кстати, только третьего марта в Украине произошло 92 ДТП, в которых 9 человек погибли, 100 травмированы...