Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Высокий стиль

Впервые в Киеве (а до этого в Одессе) выступила звезда оперного Олимпа Анна Нетребко. Предстоит встреча с великим Валерием Гергиевым
7 декабря, 2010 - 18:29
ФОТО С САЙТА FOKUS.DE

В воскресенье в столичном Дворце «Украина» дала сольный концерт Анна Нетребко — оперная примадонна мирового значения. Украинские зрители впервые увидели дуэт Нетребко и ее мужа — оперного певца из Уругвая Эрвина Шротта. На концерте прозвучали популярные оперные арии и дуэты из оперетт, зарубежные хиты. Солистам и хору Киевской муниципальной оперы для детей и юношества аккомпанировал Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр (дирижер Клаудио Ванделли, Италия). Кстати, начало концерта, традиционно, задержали. На этот раз из-за нашего премьер-министра. Николай Азаров появился в партере на 18 минут позже всех зрителей, поэтому его «приветствовали» топотом и свистом, выкрикивая: «Ганьба!» (под такой же «аккомпанемент» состоялось и финальное вручение цветов от имени Азарова). Сама программа вечера была рассчитана на массовую публику. Анна Нетребко исполнила восемь номеров, среди которых и такие хиты, как каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, вальс Маргариты из оперы «Фауст» Гуно, ария Русалки из одноименной оперы Дворжака, ари я Лоретты из оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки»... А Эрвин Шротт спел на бис под аккомпанемент баяна и фортепиано несколько страстных песен в жанре танго, в том числе — знаменитую композицию Oblivion Пьяццоллы.

Как рассказали организаторы гастролей, никаких особенных требований Анна и Эрвин не предъявляли. Звездную пару поселили в люксе одного из пятизвездочных отелей Киева. Единственное пожелание высказала Нетребко — установить в номере увлажнитель воздуха (это благоприятно влияет на голос). Певица осталась довольна теплым приемом украинской публики.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Анатолий АВДИЕВСКИЙ, художественный руководитель Хора им. Г. Веревки:

— Приезд Анны Нетребко в Киев поднял определенный ажиотаж в художественных кругах нашей столицы. Ведь это певица мирового уровня, которая выступала в Европе, Америке, лауреат многих международных вокальных конкурсов, народная артистка России и лауреат Государственной премии России. С первых, взятых ею нот, чувствовалась высокая вокальная культура. Можно с уверенностью сказать, что Анна выдающаяся певица ХХІ века.

Она трудно шла к своей цели. В ее биографии есть своеобразные нюансы. Чтобы петь в Мариинском театре она работала там... уборщицей. Ее талант открыл дирижер Валерий Гергиев и пригласил петь в Прокофьевской опере «Война и мир».

Анна Нетребко впервые выступала во Дворце «Украина» и, несмотря на ажиотаж вокруг ее приезда в Киев, зал не был заполнен. Ведь билеты были достаточно дорогими.

Как вы знаете, зал «Украины» по акустическим особенностям на 100% не пригоден для постановки опер. Насколько я помню, ни одна опера здесь не была поставлена из-за неудачной акустики помещения. Напомню, во дворце выступали такие наши оперные певцы, как Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, но они исполняли только отдельные оперные арии и популярные песни. По этому пути пошла и Нетребко. На концерте Анну представили как уроженка Краснодарского края, как кубанскую казачку. Хотя, даже по ее фамилии видно, что у нее украинско-цыганские корни....

По моему мнению, не все хорошо получилось в начале программы в звучании нашего эстрадно-симфонического оркестра. Ситуацию спас итальянский дирижер Клаудио Ванделли, и под его руководством оркестр все же зазвучал где-то со средины концерта достаточно прилично. На этом вечере Анна выступала в дуэте со своим мужем — баритоном Эрвином Шроттом (Уругвай). В конце концерта певец исполнил популярные шлягеры Латинской Америки. По моему мнению, этого не стоило делать. Нужно было придерживаться оперного репертуара, ведь публика пришла на классику.

А вот Анна Нетребко произвела на меня очень хорошее впечатление. У нее в действительности уникальный голос, высокотехнический, с прекрасным тембром. Ей по силам любые вокальные сложности. Она часто отходила от микрофона, и пела без него, и ее голос не терял свою силу звучания. Я даже подумал, что пора и нашим певцам тоже выходить на сцену дворца с оперным репертуаром.

Думаю, что стоило бы организаторам посоветовать Нетребко встретиться со студентами Национальной музыкальной академии Украины, выступить там с мастер-классом (ведь певица сама когда-то была солисткой в хоре «Пионерской песни» Краснодарского края и должна помнить, как важна для молодежи встреча с выдающимися исполнителями), а сам концерт провести в зале Национальной филармонии, где отличная акустика.

 

***

 

К 150-летию со дня рождения выдающегося австрийского композитора и дирижера музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра представят киевским меломанам роскошную программу — будут исполнены Четвертая и Пятая симфонии классика (дирижер Валерий Гергиев, Санкт-Петербург). Этот вечер состоится при поддержке Посольства РФ в Украине.

Напомним, при жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии композитора даже называли «симфоническими попурри», их критиковали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. А оркестровое письмо маэстро вызывало особенно яростные споры музыкальных критиков. Кстати, Густав Малер ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах, и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Действительно, фактура его музыки очень изменчива — может внезапно сменяться одиноким голосом, солирующего инструмента... Сегодня малеровские произведения ошеломляют мощью воздействия на слушателя, а благодаря тонкому гергиевскому их «прочтению» киевляне смогут стать очевидцами, как на их глазах дирижерская палочка знаменитого маэстро способна сотворить музыкальное чудо. 

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Наталья ЗИНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ