США помогли открыть в «Херсонесе Таврическом» современную научную лабораторию.
В Национальном историко- археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» известный американский археолог профессор Джозеф Картер, открыл «Лабораторию Паккарда», международное научно-исследовательское учреждение в честь учредителя одноименного Благотворительного фонда Гуманитарного института Дэвида Паккарда. Открытие лаборатории — венец четырнадцатилетней работы Джозефа Картера по археологическим раскопкам херсонесских древностей. Одновременно «Лаборатория Паккарда» станет не только научно-исследовательским центром, который оснащен самой современной исследовательской техникой, но и экспозиционным залом для хранения археологических находок. На сегодня в коллекции заповедника «Херсонес Таврический» собралось более двухсот тысяч экспонатов, в то же время фондовые помещения, которыми служат приспособленные здания, могут разместить далеко не все находки, к тому же не могут обеспечить нормальный температурный и гидрорежим.
А «Лаборатория Паккарда» отвечает всем необходимым требованиям для обеспечения условий сохранности ценных экспонатов на многие годы. В ее хранилищах поддерживается необходимый температурный режим и необходимый уровень влажности. Здесь также есть лифт для подъема тяжелых каменных экспонатов античной культуры.
Директор музея-заповедника Леонид Марченко говорит, что «Лаборатория Паккарда» частично решила проблему не только исследования, но и хранения, и демонстрации уникальных археологических находок. Однако для полного решения проблемы необходимо дальнейшее расширение специализированных помещений.
Сразу после открытия экспозиции в «Лаборатории Паккарда» одно из почетных мест заняла знаменитая археологическая находка — клятва гражданина Херсонеса. Ее история такова: в 1890— 1891 годах при очередных раскопках Херсонеса были найдены две части беломраморной плиты с обширным текстом. Когда ученые расшифровали текст, то оказалось, что это и есть присяга граждан Херсонеса, которая датируется началом III века до нашей эры. Текст ее в переводе на русский язык звучит так: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, богами и богинями, олимпийскими героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами херсонесцев. Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гавани и прочих укрепленных пунктов, но буду оберегать все это для херсонесского народа. Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю это другим... Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную Гавань, или укрепленные пункты и территорию херсонесцев. Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан...
Зевс, Гея, Гелиос, Дева, божества олимпийские! Пребывающему во всем этом да будет благо мне самому и потомству, и тому, что мне принадлежит, не пребывающему же да будет злое и мне самому и потомству...». По мнению ученых, текст присяги, написанный в высоком и торжественном стиле, представляет собой не просто ценнейший эпиграфический памятник, но и является первоисточником для изучения государственного устройства Херсонеса — античного города- государства, крупнейшего политического, экономического и культурного центра Северного Причерноморья, который на то время был демократической республикой. Однако нельзя это понятие автоматически переносить на современность. Народом или демосом, которому принадлежала верховная власть в Херсонесе, были только мужчины, являвшиеся свободнорожденными потомками первых греческих колонистов. Верховная власть в Херсонесе принадлежала Совету, ежегодно избираемому народным собранием, которое и являлось высшим законодательным органом. Оно решало вопросы войны и мира, утверждало проекты законов, вносимые Советом. Ученые считают, что присяга херсонеситов, вероятно, была принята в итоге острой политической борьбы, завершившейся восстановлением временно утраченной демократии. Поэтому граждане и клялись защищать демократический строй от любых посягательств и верно служить народу.
Обустройство «Лаборатории Паккарда» обошлось в два миллиона гривен. Средства для этого выделил Благотворительный фонд Гуманитарного института Паккарда из США. В перспективе ученые «Херсонеса Таврического» совместно с американскими коллегами намерены сделать заявки еще на несколько грантов, чтобы полностью реализовать потенциал национального музея-заповедника как археологического памятника всемирного историко-культурного значения.