Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За что украинцы будут должны

26 сентября, 2002 - 00:00

Восемь миллиардов сто двенадцать миллионов сорок одна тысяча семьсот долларов США. Вот так, скромно и со вкусом, представил Кабинет министров уточненные прогнозы граничного размера внешнего долга государства. В проекте бюджета на следующий год долг, таким образом, увеличится на $200 млн. до 31 декабря 2003- го. А всего — с гарантиями под кредиты конкретным предприятиям — составит тринадцать миллиардов шестьсот пятьдесят три миллиона двадцать одну тысячу все тех же долларов. В сценарии «с гарантийными» правительство предполагает стомиллионное облегчение государственных долговых обязательств перед МВФ, ЕБРР, Всемирным банком, Баварским объединенным банком и т. д. и т. п. Приведенные цифры свидетельствуют, что акценты внешнего заимствования, если все пойдет, как запланировано, будут последовательно смещены в сторону прямых обязательств Украины перед международными финансовыми организациями. С одной стороны — это дает определенные основания утверждать, что количество «гарантированных» государством субъектов предпринимательской деятельности расти не должно...

Впрочем, в контексте вчерашней встречи министра финансов Украины Игоря Юшко и руководителя проекта «Фонд кредитования муниципального развития» Всемирного банка Лауренса Ханна сумму общего внешнего долга Украины (равно как и механизмы распределения «гарантированных» денег, и бюджетные ноу-хау по части контроля за этим процессом, и многое другое) анализировать не стоит. Не менее примечательной, при подробном ознакомлении с проектом бюджета-03, оказывается намеченное стремление государства брать в долг от своего имени.

Обсуждали же вчера финансисты, предположительно, размер общего транша ($150 млн. — столько, следуя тексту главной государственной сметы на следующий год, предполагает получить правительство до 15. 11. 2014 г.) и суммы более осязаемые — $15 млн., — которые ожидает Кабмин в рамках упомянутой программы в следующем году. Мотивация очередного правительственного займа в бюджете-03 объяснена довольно общим образом: «Реабилитация и развитие муниципальной инфраструктуры; внедрение в Государственный бюджет формулы для расчетов трансфертов; усовершенствование законодательства путем создания соответственной нормативно-правовой базы местных заимствований». Среди результатов программы Кабмин ожидает «реализации инвестиционных проектов развития муниципальной инфраструктуры; формирование предсказуемого и прозрачного распределения трансфертов; создание стимулов для лучшего управления фискальными делами на уровне муниципалитетов; улучшения уровня жизни в отдельных регионах».

О каких регионах и об уровне чьей жизни идет речь в бюджете-03 ничего не сказано. Есть сомнения, что об этом будет вообще сказано (если, конечно, в процессе бюджетных торгов информация не выйдет из стен Верховной Рады). Известно только, что поступления денег извне стоят в проекте параграфа 3 рядом с финансированием государственного бюджета. Тем не менее, развитие муниципальной инфраструктуры — дело (тут с Минфином сложно не согласиться) благое. Иноземные, да и отечественные инвесторы давно и безрезультатно выражают беспокойство по поводу самоуправства администраций на местах. А формула, по которой центральные власти вычисляют приоритетность межбюджетных трансфертов (какому региону и сколько дать?), каждый год становится предметом острой дискуссии в парламенте. Вопрос в другом: «Нужно ли для этого брать в долг $150млн.?» Хочется верить, что часть этих средств будет расценена государством как инвестиции, а не базис для своего законотворчества.

Есть в проекте бюджета-03 и более интересные поводы взять денег в долг напрямую (всего этих поводов запланировано на следующий год восемнадцать). И, если в случае с проектами «Модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Львова» (под который от Всемирного банка требуется до 15. 08. 2021 г. $24 250 тыс., из них $6 710 тыс. — в следующем году) и «Расширением теплоснабжения г. Севастополя» (до 15. 03. 2022г. — $28 190 тыс., $1 890 тыс. из которых — в 2003-м), наряду с опасениями по поводу не совсем целенаправленного использования сумм (уж очень велик их порядок) тлеют надежды, что, страдающие который год от строгого графика подачи воды, львовяне и проблемами с теплоснабжением жители Севастополя будут удовлетворены. А вот, к примеру, «Реформирование государственной статистики» по «требованиям рыночной экономики» до 01. 07. 2023 года за тридцать миллионов долларов США (на 880 тысяч рассчитывают в следующем году) впечатляет. Что еще поразило, так это обоснования программных займов на модернизацию налоговой службы (в 2003-м хотят $3 500 000, сумма общего транша — $100 млн. (!), госказначейства (соответственно — $1 650 000 и 16 400 000), реконструкции Змиевской ТЭС (только от Консорциума немецких банков во главе с АКА — до 30. 12. 2013 — 32 367 350 евро) и т. п.

Один из авторитетных экспертов «Дня» как-то предположил, что гораздо большее впечатление на среднестатистического гражданина произвело бы элементарное арифметическое действие, дабы показать, какую реальную помощь могли бы оказать международные финансовые организации каждому отдельно взятому жителю нашей страны. Или, что впечатлило бы наверняка, — какую сумму на данный момент должен каждый отдельно взятый житель организациям, с которыми он знаком только благодаря СМИ. Впрочем, делать этого, очевидно, не стоит. И не потому, что экономическая наука называет процедуру подобных вычислений невыполнимой. Рано или поздно оплачивать счета государства будут налогоплательщики в полном объеме. Просто так уж повелось, что чиновники занимают, а граждане отдают.

КСТАТИ

Правительственная делегация Украины на предстоящих переговорах с МВФ предложит начать новую программу кредитования — так называемый упреждающий стандарт, информирует Интерфакс-Украина. Об этом перед отъездом в Вашингтон для участия в очередном заседании МВФ и Всемирного банка сообщил министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Александр Шлапак. Министр отметил, что условия по новой программе кредитования традиционны для МВФ, но от «классического stand-by» отличаются тем, что деньги заемщику выделяются тогда, когда он в этом нуждается. Министр отметил, что все условия по срокам реализации программы и объему кредита по ней еще не раз будут обсуждаться на переговорах с МВФ. В то же время он предположил, что программа будет реализована в течение 3—5 лет, а объем кредита по ней составит $600—800 млн., сообщает Петр ИЖИК, «День».

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ