Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зачем нам чужие мечты?

Еще раз об объединенном футбольном чемпионате
22 сентября, 2013 - 11:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Попытка России оставить Украину в орбите собственных интересов известна уже давно. Наиболее упорные «украинофилы» из «белокаменной», которые ну просто теряют сознание от одной мысли о том, что наша страна таки выберет для себя дорогу в Европу, отчаянно ищут разные варианты объединения, соединения или присоединения. Одной из вариаций на бессмертную тему стала идея объединенного футбольного чемпионата.

Вокруг объединенного чемпионата (дальше — ОЧ) ведется немало споров. Главным идеологом и лоббистом с российской стороны выступает... руководитель «Газпрома» Алексей Миллер, который обещает всем потенциальным участникам такого чемпионата золотые горы. Уже в первый розыгрыш глава «газового монстра» обещает вложить один миллиард долларов. Каждый участник высшего дивизиона получит по 22 миллиона «вечнозеленых». Миллер и еще один не менее упорный поборник загадочного проекта, известный своей тренерской неудачей в киевском «Динамо», — Валерий Газзаев прогнозируют достаточно большой зрительский интерес к футбольным соревнованиям по новой схеме. Телевизионщикам предрекают, что популярность ОЧ превзойдет трансляции даже Лиги Чемпионов!

Все эти заявления напоминают зажигательное выступление Остапа Бендера перед жителями Васюков из известного романа Ильфа и Петрова. Не удивительно, что далеко не все настроены так оптимистично, как Миллер с Газзаевым. Министр спорта России Мутко, например, считает, что новый проект не окупится даже на пятнадцать процентов. Не разделяют оптимизм Миллера и в российской футбольной федерации. Поэтому возможна ли в ближайшем будущем «реанимация», хотя бы в таком сокращенном варианте, когда-то общего для постсоветских стран турнира? Кому это нужно?

Вспоминается, как после развала СССР — при содействии «непотопляемого» представителя советского футбола в ФИФА Вячеслава Колоскова — правопреемником несуществующей уже страны назначили Россию. Все другие республики, которые в свое время ковали победы на олимпиадах и континентальных первенствах, остались на обочине спортивной дороги. Наши соседи уже выступали в футбольных турнирах, а украинский «футбольный младенец» делал еще только первые самостоятельные шаги. Казалось, что мы отстанем от России в спортивном развитии на многие годы. Однако проходило время, украинский футбол становился на ноги, преодолевая проблемы и собственные ошибки. Пришли первые победы в Европе, болельщики потянулись на украинские стадионы. Впоследствии окрепла и национальная команда. Украинский футбол обрел то, чем не могут похвастаться отечественные политики (а через них и сама страна) — уважение!

Почему же через столько времени соседи предлагают нам ОЧ?

Разработчики регламента ОЧ заявляют, что соревнования будут проходить в трех дивизионах. В высшую лигу сразу будут входить по 9 украинских и российских команд. По окончании сезона две команды вылетают из элиты, а две, соответственно, повышаются в классе. Возникает вопрос: как сохранить пропорцию команд, если, например, вылетят сразу две украинские или, что менее вероятно, две российские команды? Теоретически через несколько сезонов в чемпионате могут остаться представители только одной страны. Тогда что делать представителям других дивизионов? Как будут распределяться квоты там? Кто больше заслуживает участия в соревнованиях? Тот, у кого больше всего денег на данное время или команды с историей? Вероятнее всего, финансовые интересы возьмут верх. И будет досадно, например, львовским «Карпатам», обладателям кубка СССР 1969 года, или симферопольской «Таврии» — первому чемпиону независимой Украины, которые, вероятно, не попадут в элиту. Командам, которые не будут иметь «счастья» попасть в ОЧ, остается лишь «вариться» в собственных турнирах, чтобы с очень большой вероятностью исчезнуть из футбольной карты страны вообще. Во вновь созданном чемпионате менее всего будут проникаться интересами национальной сборной Украины и воспитанием молодых кадров для национальных команд разных возрастных групп. На первом месте будут материальные дивиденды — финансовые блага именно здесь и именно сейчас.

Очень сомнительной выглядит перспектива попадания украинских команд на выездные матчи. Играть, скажем, в Хабаровске, Владивостоке или Находке не «улыбается» даже российским командам, не говоря уже о наших клубах. Можно вспомнить отечественных тренеров, которые возили своих подопечных за собственные средства за двести километров. А как относительно перелета на большие дистанции? Как будут добираться на матчи любимых команд их болельщики? Учитывая все современные реалии украинско-российских отношений (давление на бизнес, откровенный шантаж политической элиты), можно представить, как будут встречать украинцев на границах, а затем и на стадионах. Причем, не только фанаты соперников, но и «благородная» российская полиция. Тем более, принимая во внимание патриотически настроенных «ультрас» большинства украинских команд. Ведь лозунги наподобие «Слава Украине! — Героям слава!» вряд ли добавят покоя и без того беспокойной и «загадочной» русской душе.

Как доказательство своей правоты сторонники ОЧ вспоминают полные стадионы на матчах чемпионатов СССР. Но тогда полные стадионы собирали команды национально колоритные! Люди шли на Чивадзе и Эштрекова, Блохина и Нарбековаса, Ана и Черенкова. Это все были «ребята с нашего двора», люди, которые жилы футболом и в последнюю очередь думали о деньгах. И болельщик это чувствовал. В наше время, к сожалению, таких почти не осталось. Поэтому сравнение с советскими временами не уместно.

Совсем оригинальными являются мнения Валерия Газзаева и президента московского ЦСКА Евгения Гинера. Первый считает, что «...после объединения футболисты будут более мотивируемыми выиграть Лигу Чемпионов...» Интересно, а при нынешнем состоянии дел в собственных чемпионатах эта мотивация — отсутствует? Как может повлиять на желание футболиста выиграть самый престижный клубный турнир объединением чемпионатов? Гинер пошел еще дальше, спрогнозировав: «Если мы образуем объединенный турнир, то вероятность победы клуба из этого турнира в Лиге Чемпионов — 99,9%!» Очень оптимистично! На основе чего делаются такие выводы? Будущий чемпион должен выиграть за счет суперконкуренции в объединенном чемпионате? Противоречиво. За счет обогащения на «газовых» деньгах? Сомнительно. В лучших европейских чемпионатах много любителей выиграть чемпионскую лигу, однако самого только желания маловато. Даже наличие сказочно богатых клубов не гарантирует им победы. Тем более — при новом принципе финансового фейр-плей. Украинские и российские клубы уже выигрывали европейский турнир. Рано или поздно кто-то из восточно-европейских команд таки выиграет и Лигу Чемпионов. И для этого вовсе не обязательно объединятся. У каждого свой путь к осуществлению мечты.

Как относятся к объединенному турниру в ФИФА и УЕФА? Руководитель ФИФА Йозеф Блатер категорически высказался против такого объединения. Мишель Платини сначала был сдержаннее, заявляя, что нужно создать комиссии для изучения данного вопроса. Однако потом тоже изменил свое мнение: «Насколько мне известно, в России и в Украине серьезных финансовых проблем нет. Да и федерации, как я понимаю, не поддерживают подобные проекты. Этим странам нет смысла создавать объединенную лигу для того, чтобы выжить». Что ж, на футбольном Олимпе всегда с осторожностью воспринимались все попытки создать какие-либо организации, которые даже теоретически могли бы поставить под угрозу их финансовые и авторитетные монополии.

Не планируют присоединяться к российскому проекту и в Футбольной Федерации Украины. Анатолий Коньков: «Любые действия, направленные на создание без нашего согласия (или согласия ФИФА и УЕФА) каких-либо лиг, являются беспрецедентным нарушением положений уставов этих организаций». Украинские руководители всех уровней очень ревностно относятся к своим должностям, предпочитая быть «первыми парнями на селе, чем последними в городе». Наблюдая за поведением некоторых российских политиков, убеждаешься, что такие опасения небезосновательны. Ведь после объединения чемпионатов может дойти очередь и до объединения федераций, или и еще какого-то там «аппетитного» объединения...

Недавно Киевский международный институт социологии провел опрос, поинтересовавшись: «Нужен ли Украине объединенный чемпионат?» Результаты таковы: нужен — 14%, нет — 37%. Весьма возможно, что в главном слогане «Газпрома» — «Мечты сбываются» — украинские фаны услышали в этот раз плохо скрытую угрозу. Что же, есть еще один убедительный аргумент в пользу того, что у объединенного российско-украинского футбольного чемпионата будущего нет.

Ярослав ПАНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ