Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заговор, мистика и любовь

На киевской сцене вновь появился шедевр мировой классики
9 июня, 2008 - 20:04
ПРАКТИЧЕСКИ ПОСЛЕ ИСПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ АРИИ, ДУЭТА И АНСАМБЛЯ ЗРИТЕЛИ РУКОПЛЕСКАЛИ. НА ФОТО ЛИЛИЯ ГРЕВЦОВА (ОСКАР) И ДМИТРИЙ ПОПОВ (РИКАРДО) / ФОТО АНДРЕЯ МУСИЕНКО

Новую постановку вердиевского «Бала-маскарада» осуществила международная творческая команда: итальянский режиссер Итало Нунциата (это его третья работа на киевской сцене после «Манон Леско» и «Макбет»), дирижер Владимир Кожухарь, художник Мария Левитская, хормейстер Лев Венедиктов. В главных партиях выступили солисты — Дмитрий Попов (Рикардо), Владимир Опенько (Ренато), Татьяна Анисимова (Амелия), Алла Позняк (Ульрика), Лилия Гревцова (Оскар), Андрей Гонюков (Самюэль), Василий Пудченко (Том), хор и оркестр театра.

«Бал-маскарад» стоит особняком в творчестве Джузеппе Верди. Это единственное из произведений композитора, в котором чувствуется влияние на маэстро французской оперы. Насыщенная партитура, в которой переплелись трагические темы, связанные с убийством, ревностью, заговором, и мистикой, влиянием потусторонних сил; а также веселые мелодии; чувственность и мрачность, легкомыслие и драматизм — все сплетено в психологическое действие.

«День» в № 98 уже писал об истории написания оперы, ее непростой сценической судьбе и длинной киевской истории этого вердиевского произведения (первая постановка «Бала-маскарада» состоялась в 1870 году, вскоре после ее мировой премьеры в Риме, затем спектакль привозили гастролеры — итальянские труппы, а в 1955 году «Бал» поставили легендарные дирижер Вениамин Тольба и режиссер Леонид Варпаховский, и почти два десятилетия эта опера украшала репертуар Киевского театра).

Ныне шедевр Верди «прочитали» по-новому. Следует отметить, что постановщики довольно бережно отнеслись к классике. В центре сюжета оперы политический заговор и любовный треугольник: граф Рикардо, его секретарь Ренато и его жена Амелия. Действие происходит в Америке (в первом варианте либретто на балу убивали монарха Швеции, но по цензурным причинам Верди пришлось переделывать сюжет и главным героем стал не король, а граф). Предчувствие рока передается не только в музыке, но и в декорациях — расколотых и искривленных, нависающих и давящих, готовых разрушится, словно костяшки домино... И хотя постановка получилась помпезной и статичной, но благодаря потрясающей, очень образной и колоритной музыке Верди, публика, затаив дыхание, вслушивалась в каждую ноту.

Практически после исполнения каждой арии, дуэта и ансамбля зрители рукоплескали, а оркестрантам приходилось делать паузы в действии. Со сложными вокальными партиями хорошо справились Татьяна Анисимова, Дмитрий Попов, Владимира Опенько, Алла Позняк и Лилия Гревцова (последняя проявила и свой замечательный актерский дар в роли адъютанта Оскара).

В целом спектакль получился добротным, адекватным по монументальной вердиевской партитуре, но без особых изысков. Вроде все в «Бале» хорошо, но чего-то не хватает... Пожалуй, той малости, которая заставляет нас, зрителей, ходить в театр за теми мгновениями, когда у вас перехватывает дыхание от восхищения, когда вы забываете, что на сцене игра, когда слушая божественную музыку и пение, вы вдруг чувствуете, что сердце начинает биться сильнее, а вас переполняют эмоции: увиденное восхищает или, наоборот, повергает в ужас. Новый киевский «Бал-маскарад» не режет слух и не раздражает глаз. За такой спектакль не стыдно. Его можно повезти на гастроли (собственно с этим прицелом и осуществлялась постановка — совместный проект Национальной оперы и Итальянского института культуры в Украине). В общем, премьера состоялась, а вот надолго ли спектакль «пропишется» в репертуаре — покажет время, ведь именно оно — самый объективный критик.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ