Подготовленный ко второму чтению Верховной Рады законопроект «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) поступлений, полученных преступным путем» (www.rada.gov.ua), в прямом смысле слова, порадовал. Хотя обеспокоенные расширением и без того не слабых полномочий налоговой и других контролирующих служб парламентарии так и не удосужились вынести этот документ на голосование (после консультаций, которые по этому поводу предложил провести главам комитетов представитель Президента в парламенте Александр Задорожний с министром финансов Игорем Юшко).
Да, вышеупомянутый закон далеко не совершенен. И странно, что он появился на свет только под угрозой финансовых санкций со стороны ЕС. Да, проект действительно на руку ГНАУ. И есть опасения, что эта рука будет «трогать» отечественных предпринимателей, «имея голову» (как выразился на одной из пресс-конференций главный налоговый милиционер господин Жвалюк) еще и «в Госдепартаменте финансового мониторинга Министерства финансов». Но те трансформации, которые претерпел закон с того времени, как был принят в первом чтении, обращают на себя внимание.
Первый принципиальный момент (если, размещенный на парламентском сайте проект соответствует действительности) — критерии «грязных денег» определены нормами прямого действия вышеупомянутого закона (ранее, напомним, Кабинет Министров попугал общественность своим стремлением определять, какие операции и суммы «сомнительные», постановлениями). Теперь же, следуя тексту документа, финансовому мониторингу подлежат суммы 50 000 безналичных и 10 000 наличных евро в случае, если они соответствуют определенным признакам. Правда, изложенные в трех статьях ниже признаки, при умелом использовании, могут сделать контроль соответствующих органов за средним бизнесом безостановочным. Но конкретизация норм и критериев операций — сравнивая с предыдущей редакцией закона — это уже что-то. Хотя бы потому, что, возникни желание у «финансовой разведки» прикрыть сомнительную операцию своим постановлением, это будет трудно осуществимо.
Топ-радость №2 — проект вышеупомянутого закона называет предикативным преступлением действия, которые предполагают Уголовным кодексом лишение свободы от трех лет, исключая уклонение от уплаты налогов (статьи 207, 212). Так что мелким предпринимателям и рядовым гражданам можно чуть- чуть расслабиться. Покупка, к примеру, двухкомнатной квартиры в Киеве, в случае принятия закона, возможно, и будет зафиксирована на государственном уровне мониторинга (субъектами первого уровня являются практически все без исключения «игроки» финансового рынка страны, обязанные в трехдневный срок передать соответствующую, а точнее — всю возможную, в том числе и тайную коммерческую информацию соответствующим органам). Возможно даже, что придется потом объяснять, откуда у вас при зарплате 140 гривен деньги на покупку такой квартиры. Но террористом, отмывающим деньги, вас не назовут.
Теперь о недостатках. Главный — документ не принят до момента рассмотрения 8 октября на заседании FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием) вопроса по Украине. И министру финансов Игорю Юшко, судя по всему, предстоит объяснять мировой общественности, что «в проекте» государство действительно настроено на борьбу с «грязными деньгами». Немаловажный — документ принимается и будет использоваться в Украине. А потому неточности формулировок порядка и условий «предоставления информации о финансовой операции, подлегающей финансовому мониторингу» — «определяются Кабинетом министров, а для банков — Кабинетом Министров совместно с НБУ» внушает определенные опасения. Не станут ли эти «уполномоченные представители» государства делать кому-то приятные исключения в «порядке предоставления»? Или, наоборот, не станет ли известно о коммерческих тайнах предприятия, скажем, его конкурентам или контролирующим недоброжелателям? В Законе сказано, что «Уполномоченному органу запрещено передавать любую полученную от субъектов первичного финансового мониторинга информацию, которая содержит коммерческую или банковскую тайну». Но дальше, в статье десятой, среди полномочий органов исполнительной власти, «которые выполняют функции регулирования и надзора» (известны всем и называть их нет надобности), указано, что они имеют право «требовать от субъектов финансового мониторинга выполнения требований, предусмотренных этим Законом». В том числе — «проводить проверку состояния организации профессиональной подготовки работников и руководителей подразделений, ответственных» за финмониторинг, «выполнения требований актов законодательства и противодействия легализации (отмыванию) поступлений, полученных преступным путем» и т. д.
И тут, очевидно, речь может пойти и об «уклонении от уплаты налогов», и об аргументированных в новом свете внеплановых проверках предприятий (пусть не террористов, но скрывающих свои доходы), и просто об «усложнении жизни» плохо зарекомендовавшим себя банкам, инвестиционным фондам и прочим (которые, под угрозой штрафных санкций за невыполнение требований вышеупомянутого закона, вряд ли будут «прикрывать» работающих в тени бизнесменов). А несколько поступлений в определенной последовательности на счет той или иной фирмы этот документ, между прочим, предлагает суммировать — глядишь, и 50 тысяч евро наберется.
Продолжение темы на стр. "Подробности"