Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Законодателям и исполнителям «прописана» налоговая реформа

1 сентября, 2001 - 00:00

«Особое значение», сказал Президент, он придает надежной стабильности гривни, а также снижению инфляции до 10%. Чтобы обеспечить это, по мнению Президента, Национальный банк и Кабинет Министров должны обнародовать совместную программу действий по вопросам стабилизации национальной денежной единицы и обеспечения экономического роста. «Надо прекратить бесплодные разговоры о приоритетности стабилизации денег или политике роста», — заявил глава государства, добавив, что «это два взаимосвязанных процесса».

Обращаясь к членам правительства, главам регионов, Л.Кучма подчеркнул, что бюджетная и денежно- кредитная политика в следующем году должны быть «максимально жесткими, более жесткими, чем в предыдущие годы», сообщает Интерфакс-Украина. Президент категорически потребовал от правительства прекратить разговоры о «преференциях бюджетного финансирования тех или иных отраслей» и подчеркнул, что правительство должно «научиться говорить людям правду такой, как она есть». По словам Л.Кучмы, сейчас и в ближайшее время государство не будет иметь достаточных финансовых ресурсов для решения в полном объеме накопленных за годы экономического кризиса проблем, в частности, в социальной сфере. Однако при этом Президент потребовал, чтобы в проекте госбюджета-2002 был обеспечен «ощутимый прогресс» в финансировании, прежде всего, образования и науки, а также инновационной сферы. Таким же приоритетом, по его словам, должна считаться «шахтерская тема». Л.Кучма напомнил, что, согласно закону «О научной и научно-технической деятельности», бюджетные ассигнования на науку должны составлять 1,7% от ВВП, однако в бюджете на 2001 год они составили 0,31%, а в проекте госбюджета-2002 записано 0,28%. «Как это можно понять?», — спросил Президент, отметив, что экономического роста необходимо добиваться «не за счет молотка и зубила, а за счет новых технологий». Президент сослался на болгарское правительство, которое, осуществляя программу реформ, намерено установить нулевую налоговую ставку на инновации, реинвестирование прибыли, а также на покупку ценных бумаг. В этой связи Л.Кучма высказал сожаление, что в проекте госбюджета-2002 правительство не отобразило расходы на стимулирование инвестиций и реализацию научно-технических программ.

По мнению Президента, основное требование к бюджету на следующий год заключается в том, чтобы бюджет-2002 был «честным».

Л.Кучма также напомнил, что украинская экономика считается «одной из наиболее открытых в Европе», поскольку уровень украинского экспорта превышает 60% ВВП страны. «Это — не достижение наше, это — наше с вами поражение», — заявил президент, добавив, что эти данные свидетельствуют об отсутствии внутреннего рынка в объеме, необходимом для нормального развития экономики страны.

Оценивая работу по подготовке нового бюджета, Президент возложил на правительство вину за то, что при этом используется старая налоговая база. «У меня нет оснований для оптимизма в оценках работы, связанной с подготовкой госбюджета», — заявил он и подчеркнул, что в этом документе остается нереализованной основная и определяющая позиция, которая была провозглашена в бюджетном послании, заключающаяся в необходимости проводить расчеты бюджета на следующий год на новой налоговой основе. По словам Л.Кучмы, вина Кабинета Министров состоит в том, что он не занимает последовательной позиции в этом вопросе, не работает надлежащим образом. Высказав мнение, что одной из причин отставки правительства Виктора Ющенко стала его неконструктивная позиция, прежде всего в осуществлении налоговой реформы, глава государства отметил, что сейчас повторяется такая же ситуация. Между тем министр финансов Игорь Митюков после совещания разъяснил журналистам, что проект госбюджета на 2002 год разработан на нынешней налоговой базе, и возможности его переработки в случае принятия Налогового кодекса практически отсутствуют. «Есть определенная точка, после которой сделать новый бюджет уже невозможно. Мы уже эту точку прошли», — отметил министр. По его словам, такая позиция полностью соответствует поручению Президента Украины сделать госбюджет-2002 «реальным и честным».

По словам Президента, украинское руководство не имеет права бездействовать в вопросах снижения налогового давления на фоне тех процессов, которые проходят в большинстве стран мира, в частности, в России. Л.Кучма подчеркнул, что в настоящее время в РФ значительно ниже темпы экономического роста, однако бюджет выполняется со значительным перевыполнением. По словам Президента, это достигнуто в результате решительных и последовательных действий правительства и парламента России в снижении налогового давления. Он подчеркнул, что с января 2002 года в России почти на треть (до 24%) снизятся ставки налога на прибыль предприятий. В связи с этим Л.Кучма задал риторический вопрос, как в такой ситуации Украина будет обеспечивать конкурентоспособность своих товаров на российском рынке? Обращаясь к премьер-министру Анатолию Кинаху, Президент поручил правительству разработать четкий и согласованный с Верховной Радой план выхода из сложившейся ситуации по проведению налоговой реформы. «Объяснение о том, что снижение налогового давления переносится на 2003 год, не буду принимать», — сказал он, заметив, что подобные объяснения не примет и украинская экономика.

Л.Кучма также заявил, что в условиях превышения темпов экономического роста в 2,5 раза против запланированных, в Украине «катастрофически» растет налоговая недоимка. В июле налоговые поступления в бюджет составили 2,2 млрд. грн, а недоимка — 1,2 млрд. грн., отметил он. Таким образом, «каждая третья гривня осталась вне бюджета», подчеркнул глава государства. Эта статистика, по его словам, является «объективной оценкой дееспособности не только налоговой администрации, но и правительства и исполнительной власти в целом».

КОММЕНТАРИИ

Анатолий ВОЛОК, президент Харьковского банковского союза:

— По моему мнению, любая дискуссия в гражданском обществе полезна и имеет право на жизнь. В то же время, по моему мнению, причинно- следственная связь между стабильностью национальной валюты и экономическим ростом больше теоретическая, чем практическая. Одно другое не взаимоисключает и не мешает одно другому. Стабильность гривни — это стабильность экономики. Пять лет назад все говорили о том, что нужно стабилизировать экономику, и тогда у нас стабилизируются деньги. Другое дело — структура нашей экономики, перенасыщенная экспортом, влияние обильного поступления в Украину валюты, в результате чего Нацбанк выкупает с рынка более миллиарда долларов, а экспортеры не используют свою валютную выручку на развитие производства. Структурные проблемы становятся тормозом для нашей экономики. При этом экспортерам нравится одно, импортерам — другое, но рынок, как саморегулирующийся механизм, все эти проблемы в состоянии решить и решает по рыночным же законам. Если же еще убрать из этого поля льготы, о которых Президент тоже говорил, то мы обеспечим производителям равные условия, нормальную конкурентную среду, что и является главной задачей государства. Я полностью согласен и с позицией Президента о недопустимости бюджетных преференций для так называемых приоритетных отраслей.

Евгений КОЗИК, Генеральный директор Украинской национальной внешнеэкономической корпорации «Тяжмашимпекс» :

— Я считаю, что в государстве обязательно должны быть приоритетные отрасли. Потому что всем сестрам по серьгам раздавать — ничего из этого не получится. По моему мнению, приоритетной отраслью в государстве должно быть машиностроение. Вслед за ним пойдут все другие отрасли: и металлургия, и даже химия, хотя она, казалось бы, напрямую не связана, но именно химические заводы сегодня требуют больших затрат на обновление оборудования, реконструкцию и модернизацию. Это все можно сделать силами машиностроения, особенно тяжелого. Эта наиболее сложная и наукоемкая отрасль, она находится на уровне авиа- и судостроения, может выпускать продукцию для металлургии, химии, транспорта, и, если о ней помнить и помогать, то она сможет стать тем звеном в цепи экономики, которое потянет за собой остальные. И понятно, что на приоритетные программы, на их научное обеспечение должно направляться бюджетное финансирование. Сегодня же, и я в этом полностью согласен с Президентом, наука находится в загоне, тогда как наши государственные научные учреждения, которые пока еще каким-то образом сохраняют свой потенциал, могли бы заниматься разработками, которые будут внедряться завтра или послезавтра. Кроме того, хотя опыт России показал, что инфляция способствует движению промышленности вперед, мне такой путь не очень нравится. Все должно исходить из стабильности экономики. Сегодняшняя стабильность гривны — хороший в общем-то показатель, я за нее двумя руками — как и любая медаль имеет две стороны: она создает большие проблемы для экспортеров именно потому, что эта стабильность в значительной мере создана искусственно.

Николай ПЕРЕПАДЬЯ, президент ОАО «Концерн СТИРОЛ»:

— Наше предприятие — один из крупнейших экспортеров страны, во многом определяющих ее экономическое положение. Но от правительства и от бюджета мы хотим совсем немного: пусть в бюджете будут предусмотрены деньги на возврат нам НДС и пусть правительство вместе с парламентом наконец проведут налоговую реформу — примут хотя бы не Большой, так Малый налоговый кодекс и снизят в нем налог с прибыли предприятий.

Подготовил Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ