«Очередная политическая игра», «профанация профанации политреформы» — такими нелестными метафорами охарактеризовало большинство отечественных политологов появление в Верховной Раде нового варианта изменений к Конституции. Такая реакция исследователей политического процесса, в общем-то, неудивительна: перспективы реформирования политической системы так до сих пор и не перешли из газообразного состояния во что-то более осязаемое.
Новый вариант конституционных преобразований — четвертый с момента провозглашения Президентом политреформы — как и предыдущий, подготовлен депутатами парламентского большинства. Его презентацию для средств массовой информации в кулуарах парламента на прошлой неделе провел один из авторов нового законопроекта, координатор большинства Степан Гавриш. Он, правда, назвал свое детище не принципиально новой версией конституционной реформы, а всего лишь «предложениями по корректированию третьего варианта изменений к Конституции». Напомним, что под третьим законопроектом изменений к Конституции, подготовленным с участием Администрации Президента и уже переданным в Конституционный Суд, поставили подписи 292 депутата. Он предусматривает избрание президента парламентом и переход к избранию Рады на пропорциональной основе. Согласно законопроекту, избрание парламента должно состояться в 2006 г. (т. е. срок полномочий действующей Верховной Рады — четыре года), и через месяц, в том же году, новоизбранной Радой — избрание президента страны. При этом предусмотрено провести всенародные президентские выборы в 2004 году, однако президент будет иметь другой перечень полномочий и к тому же сложит полномочия после избрания парламентом нового главы государства в 2006 году.
Новый же законопроект всенародное избрание президента упраздняет и предусматривает, что глава государства будет избран парламентом в 2004 году, а выборы в Верховную Раду на пропорциональной основе состоятся в 2007 году. То есть срок полномочий действующего парламентского созыва растянется до 5 лет. Координатор большинства сообщил, что уже собрано более 150 подписей депутатов в поддержку этого законопроекта и в ближайшее время он будет зарегистрирован в парламенте. С.Гавриш также сказал, что депутаты-коммунисты (соавторы третьего законопроекта) также были поставлены в известность, не возражали против подготовки такого законопроекта, но подписываться под ним не будут.
Позиции парламентариев относительно нового варианта конституционных изменений неожиданными не назовешь. Коммунисты, видимо, пытаясь быть последовательными, в рьяной критике нового законопроекта, который вроде бы лишь дополняет уже поддержанный ими, замечены не были. Их лидер Петр Симоненко высказался только против продления полномочий действующей Верховной Рады до 2007 года, поскольку расценивает это как своеобразный подкуп народных депутатов, а также считает, что «сегодняшний состав парламента не отображает интересы народа Украины». В остальном же лидер КПУ затрудняется пока что определить свое отношение к новому документу и обещает, что его фракция сделает это после того, как законопроект будет зарегистрирован в парламенте и вынесен на обсуждение.
Оппозиционеры из блока «Наша Украина», СПУ и БЮТ считают, что новый проект концептуально ничем не отличается от предыдущих вариантов, так как цель его появления аналогична — противодействие приходу к власти «представителя демократических сил». Пролонгацию же полномочий парламента оппозиционеры рассматривают как «политическую взятку» или «сувенир депутатам».
В интервью корреспонденту «Дня» представитель фракции СДПУ(О) Борис Андресюк сказал, что введя норму об избрании парламента в 2007 году, народные депутаты, подготовившие законопроект, пытались добавить динамики процессу политреформы, заинтересовать тех депутатов, которых пока не устраивает ни один из предыдущих вариантов. В первую очередь, считает Б. Андресюк, это касается депутатов-мажоритарщиков, которые не поддерживают введение стопроцентно пропорциональной системы выборов. Именно эта часть парламентариев, по мнению народного депутата, преимущественно является подписантами нового законопроекта. Борис Андресюк также подчеркнул, что новый документ касается только переходных положений Конституции и является только дополнением к проекту, который уже находится в Конституционном Суде.
Относительно перспектив нового законопроекта, как и в целом политической реформы, что-либо однозначное по-прежнему сказать трудно. Никто из комментирующих его появление не исключил затягивания «грибного сезона» новых вариантов конституционной реформы. В связи с чем четвертый законопроект злые языки назвали очередным проектом «в корзину». А единственным его последствием — возможную активизацию появления координатора большинства на телеэкранах.