Природоохранители в очередной раз шлют письма в Министерство экологии и природных ресурсов. В этот раз просят защитить карпатские реки, где продолжается незаконное сооружение малых гидроэлектростанций. Эксперты говорят, что до сих пор в Украине нет критериев, которые бы регулировали строительство ГЭС в Карпатах, а сооружение станций часто начинается без научных оценок, и строят их на территориях, которые относятся к природно-заповедному фонду или особо ценным землям.
• К категории особо ценных природных территорий относится речная долина реки Белый Черемош, которая обеспечивает водой Черновцы и прилегающие населенные пункты. Здесь же живет самая большая в Украине популяция карпатской форели. Если сооружение гидроэлектростанций на реке продолжится, экологи предупреждают, что регион получит проблемы с водоснабжением, а численность форели значительно сократится. Запрещать ставить ГЭС на реках, конечно, никто не будет, потому что это развитие восстановительных источников энергии. А с другой стороны, эксперты просят делать это взвешенно и с умом. Поэтому от Минприроды требуют как можно быстрее разработать критерии сооружения ГЭС.
Потому что ныне ситуация такова, что законы, которые регулируют этот вопрос, расходятся в толкованиях. Если в одних нормативных актах одна и та же территория входит к экосети, то в других — нет. А от этого зависит, где и что можно строить. Существующие же приказы и распоряжения Государственной экологической инспекции немногие выполняют. Так, с апреля до середины мая экоинспекция запрещает проводить любые хозяйственные работы на водоемах, поскольку в это время продолжается нерест рыбы. Однако предприниматели продолжают строительство ГЭС на Белом Черемоше и других карпатских реках.
• «Например, в селе Сарата, что на границе с Румынией, ныне продолжается строительство ГЭС даже во время нереста. Это село считается почти недоступным, там стоит до десятка хат, а доехать туда джипом можно лишь в хорошую погоду. Поэтому зная, что никакие экоинспекторы не будут проверять реку, инвесторы продолжают строительство станции, — объясняет эксперт «Дружины охраны природы» Петр Тестов. — Сейчас тенденция такова, что ГЭС строятся в запрещенных местах, с нарушением законов. Местной общине обещают рабочие места или деньги на ремонт школы, таким образом, компании получают от людей разрешения, а затем оказывается, что соседнее село, которое находится ниже по течению, остается без чистой воды. А бывают так, что место, где уже строится ГЭС, вскоре будет включаться в территорию национального парка».
• Активисты рассказывают, что разрешения выдавались бывшей властью, поэтому пока новое руководство не взялось за эту проблему, инвесторы спешат закончить начатое. Почему же так выгодно строить ГЭС на горных реках? Специалисты говорят, что это не столько забота о развитии восстановительной энергетики, сколько желание получить хорошие прибыли. Потому что электроэнергия, выработанная на ГЭС, продается по так называемому «зеленому» тарифу, поэтому стоит вдвое больше, чем, например, полученная на атомной станции. И вложив в строительство гидроэлектростанции несколько миллионов, через несколько лет инвестор получит в разы большие прибыли.
Подобная общественная кампания за спасение рек уже была в 2012 году. Тогда активисты добились результатов — в Министерстве экологии и природных ресурсов пересмотрели законность появления карпатских ГЭС, и некоторые из них так и не появились. Поэтому ныне экологи опять требуют от Минприроды приостановить строительство всех гидроэлектростанций — пока не будут наработаны критерии их сооружения.
• «Если в Европе строится ГЭС, то это делается так, чтобы не нанести вред туристической отрасли, с учетом экспертных оценок, с многочисленными обсуждениями. И получается так, что ГЭС обеспечивает электроэнергией местные объекты, а у нас они строятся, чтобы зарабатывать на «зеленом» тарифе, — комментирует Петр Тестов. — Разрешения на их строительство выдают управления государственного архитектурно- строительного контроля, но реально никто не контролирует это строительство. Если станция сооружается на границе двух областей, то за зону строительства никто не хочет брать на себя ответственность».
• Если активистов не услышат, они обещают масштабные акции протеста и в Киеве, и в регионах. Но пока диалог с новой командой Минприроды неконструктивен. По крайней мере, на официальные запросы активистов по поводу строительства ГЭС ответов пока что нет.