Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Здоровье общества пошатнулось...

На 100 тысяч населения у нас приходится 26 самоубийств
15 августа, 2005 - 19:13
ВЗГЛЯД ИЗ «ПАВЛОВКИ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Психическое здоровье украинцев резко ухудшилось. Произошло это в последние годы и отчасти за счет роста алкоголизма и наркомании. Как утверждает главврач Киевской психиатрической больницы № 1 Роман Никифорук, это только по официальным данным количество наркоманов за последние 10 лет выросло втрое, а алкоголиков — вдвое. На самом же деле, их вдесятеро больше. Достаточно посмотреть, как «прыгнула» статистика смертности от цирроза печени, «нетрезвых» аварий-преступлений и пьяных суицидов.

Впрочем, как полагают эксперты, «прыгнуть» она могла еще и потому, что вести учет стали более скрупулезно. Но то, что в Украине стали больше пить, — тоже факт. По данным Минздрава, каждые 4,5 минуты у нас кто-то умирает от алкоголизма. На диспансерном учете с соответствующим диагнозом находится 170 тысяч человек, и каждый год в стране регистрируется 50—55 тысяч новых случаев. Украинские врачи объясняют это тремя «вечными» факторами: бедностью, безработицей, безысходностью... К примеру, в Луганской области, считающейся, согласно различным рейтингам, одной из самых «депрессивных», процент алкоголизма очень даже внушителен. Но в то же время далеко не все объясняется уровнем жизни. Представитель Государственного Нью-Йоркского университета Тони Брук при сотрудничестве с ассоциацией психиатров Украины сделали как раз противоположный вывод. Во всяком случае, как показало их недавнее исследование, любителям алкоголя чужды материальные проблемы. Им в среднем лет двадцать пять, и они вполне трудоспособны. Более того, как показало исследование, пьют преимущественно в городе, а не в селе. И самым «алкогольным» регионом признан богатый Киев и его окрестности. И это притом, что в графу «сильно пьющие» записывали лишь тех, кто ответил утвердительно на такие вопросы: Задерживала ли вас милиция в нетрезвом виде? Участвовали ли в «пьяных» драках? Чувствуете ли постоянное желание выпить? Необходим ли алкоголь по утрам? Словом, как заключили американцы, масштабы проблемы в Украине преуменьшают, а отсюда — нет ни реальной картины, ни «света в конце туннеля».

Не лучше обстоят дела и с суицидами — еще одной «головной болью» психиатров. Ведь в Украине на 100 тысяч населения приходится в среднем 26 самоубийств. Для справки: ВОЗ показатель в 20 случаев уже считает критическим. По словам психолога Ирины Ждановой, наша проблема не только в том, что медицинскую психотерапию у нас чуть ли не полностью заменяет бытовая — пожаловаться на кухне соседке. И лишь около 20% готовы рассказать о своих депрессивных симптомах врачам. Просто рассказать некому. Количество психотерапевтов в Украине втрое меньше нормы. Да и те, что есть, далеко не всегда могут называться профессионалами.

Словом, итог неутешителен: в психоневрологических учреждениях (диспансерный и консультационный учет) находится около двух миллионов украинцев. На одного стационарного больного государство выделяет до 10 гривен в сутки. В палате — особенно это касается больниц на периферии — может находиться до 20 пациентов. О норме в 7,3 квадратных метра на человека приходится забыть. В лучшем случае, больные довольствуются тремя-четырьмя метрами «личной территории». В то же время психиатры не скрывают, что современные лекарства, в которых список побочных эффектов сведен к минимуму, Украине практически недоступны. Как отмечал ранее «Дню» Роман Никифорук, в их больнице они составляют всего 20%. Продолжают в Украине и злоупотреблять психиатрией. К примеру, практически три четверти просьб, поступающих в Ассоциацию психиатров Украины, касаются родственников. Именно от их «находчивости» просят защитить больные. Ведь если в начале 90-х обидчиками выступали, как правило, лица посторонние, находящие себе в качестве цели квартиру инвалида, то ныне уже дочери, братья и внуки. Действуют они по отнюдь не оригинальному сценарию: способствуют признанию недееспособности, кладут в психиатрическую больницу, а потом оформляют документы на квартиру.

Недавно Украина присоединилась к европейской декларации по охране психического здоровья. В списке «первоочередных задач» там значится: «способствовать более широкому осознанию важности психического благополучия», «бороться со стигматизацией лиц с проблемами психического здоровья», «внедрять комплексные и эффективные системы охраны психического здоровья»... Правда, исполнительный секретарь ассоциации психиатров Украины Семен Глузман убежден, что этот документ ничего не даст. «Разве что галочку в очередном отчете, — смеется он. — Ведь с такой системой психиатрической помощи, которую имеет сегодня Украина, нас не примут ни в одно европейское сообщество».

Проблема же психиатрической помощи мало чем отличается от проблем общемедицинских. Эксперты утверждают, что необходимо грамотное сокращение коечного фонда и уменьшение сроков госпитализации. В данном случае это не только поможет экономить бюджетные средства. По словам Р. Никифорука, фактор госпитализма в психиатрических учреждениях особенно губителен — пациент становится замкнутым и даже при незначительных расстройствах легко утрачивает социальные связи. Впрочем, перед тем, как сокращать, необходимо иметь что-либо взамен. Но даже в столице социальная инфраструктура для психически больных практически не создана. Не хватает интернатов, общежитий, так называемых промежуточных домов, где пациенты учились бы элементарным бытовым навыкам. Вот уже лет пять как строительство таких учреждений в Украине называют приоритетными...

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ