Назначение Николая Полищука министром здравоохранения, пожалуй, ни у кого не вызвало возражений. Наоборот: на посту главы профильного комитета Верховной Рады он зарекомендовал себя как истинный профессионал, болеющий за вверенную ему сферу. В своем первом интервью, которое он дал «Дню», возглавив министерство, Н. Полищук твердо заявил: «Мы сделаем так, чтобы каждый почувствовал изменения к лучшему. Самое главное — это заинтересовать врача в здоровье пациента».
Однако первые шаги Николая Полищука-министра вызвали недовольство в медицинских кругах.
Сначала запротестовали студенты. Проучившись пять лет в вузе, они столкнулись с тем, что вожделенные специальности — офтальмолог, нейрохирург, гинеколог, уролог — им не светят. Согласно приказу Минздрава, по этим направлениям с 2005 по 2007 гг. будет действовать мораторий на интернатуру. Но даже не это подвигло студентов к созданию стачкома. Отныне бюджетники после окончания вуза должны в обязательном порядке проработать в сельских больницах или амбулаториях. И хотя эта норма отнюдь не нова — длительное время о ней просто забывали, — студенты мириться с ней не хотят. Дескать, в условиях украинского села работать просто невозможно. «Сначала обеспечьте нас всем необходимым, а потом уж мы поедем по распределению», — заявил на встрече с Н. Полищуком председатель стачкома студентов-медиков Ивано- Франковска Святослав Якибчук.
Впрочем, протесты не возымели действия: отменять соответствующий приказ никто не собирается. Не менее категоричен министр и в вопросах «взрослых» врачей. Недавно он высказался за то, чтобы ликвидировать дробление ставки медработников. Уже в ближайшее время появится постановление Кабмина, запрещающее врачам работать на 0,5, 0,25 и 0,1 ставки, а также на ставку «с довеском».
Всем новациям, безусловно, есть свое объяснение. Сегодня, например, жители 10 тысяч сел напрочь лишены медицинской помощи: там отсутствуют даже фельдшера. Что уже говорить о врачах: по последним данным, в сельских амбулаториях насчитывается около 1300 вакантных мест. В то же время в городе на 10 тысяч населения приходится приблизительно 44 врача — вдвое больше, чем в европейских странах. Как пошутил недавно Н. Полищук: «В Киеве гинекологов, наверное, больше, чем женщин- пациентов». Шутка, как говорится, недалека от правды: к примеру, фтизиатры, пульмонологи, анестезиологи уже давно в дефиците, зато количество стоматологов и гинекологов превышает норму почти вдвое. Возникает вопрос: зачем готовить их еще? Более того, распределение коснется лишь студентов-бюджетников. Основной аргумент «за»: если государство вкладывает деньги в их обучение, то от молодых врачей должна быть отдача.
Куда больше вопросов возникает со ставками. Не секрет, что работают врачи сверх нормы не от хорошей жизни. На сегодня, к примеру, оклад врача терапевтического профиля, в зависимости от категории, составляет от 355 до 473 гривен в месяц. Немногим отличается и зарплата хирурга — максимум 496 гривен. А операционная сестра высшей категории (в данном случае самая высокая ступень карьерной лестницы) довольствуется 367 гривнами. «У нас практически все работают на полторы ставки. Это единственная возможность выжить и при этом не делать недвусмысленных намеков пациентам, — говорит терапевт одной из киевских больниц. — О какой борьбе с коррупцией может идти речь, если запрет на дробление ставок просто не оставляет нам шансов работать честно? Ведь у нас тоже есть семьи...»
Несколько иначе видят ситуацию в Минздраве. Во-первых, запрет на дробление ставок, по мнению чиновников, не оставит шансов предприимчивым главврачам. Последние, не секрет, порой не безвозмездно оказывают «добрые услуги» — отдают, скажем, 0,25 ставки молодым врачам, дабы те не уезжали из крупных городов. Во-вторых, реформа избавит пациентов от пристального к себе внимания: имеется в виду, что возле одного больного не будет толпиться четверо врачей, делящих между собой одну ставку. К слову, именно этот факт (заметим, несвойственный европейским странам) и породил распространенную шутку: не бывает здоровых, бывают недообследованные.
Так или иначе, но решение Минздрава относительно ставок далеко не однозначно. Несмотря на обещанное в скором времени повышение зарплат медработникам, размеры их окладов продолжают оставаться на предпоследнем месте: меньше врачей получают разве что работники лесного хозяйства. Это, понятное дело, отражается и на качестве медицинских услуг. «Можно ли доверять врачу, который, отдежурив ночь, весь последующий день оперирует? — удивляется научный сотрудник Института нейрохирургии АМНУ Андрей Гук. — А ведь именно ночные дежурства и обеспечивают довесок к ставке. С другой стороны, я не стал бы доверять и хирургу, который работают только на полставки. Это означает, что он редко оперирует, и его квалификация оставляет желать лучшего». По мнению эксперта, сегодня мало просто запретить дробление ставок: врачей нужно перевести на договорные условия. В этом случае они будут четко знать: каков должен быть объем их работы, вознаграждение и санкции, случись огрехи. С коррупцией же, по словам А. Гука, должен бороться опять-таки четкий перечень, но на этот раз платных и бесплатных услуг. Неофициальные платежи врачам нынче составляют от пяти до десяти их зарплат. В тени находится второй бюджет здравоохранения. В то же время очевидно, что пролечить пациента на 200 гривен в год — именно столько выделяется на каждого украинца из бюджета — нереально. Выход один: сделать неофициальные платежи официальными, создать механизм, при котором пациент за ту или иную медицинскую услугу платит в кассу согласно прейскуранту. Только тогда, по мнению А. Гука, в Украине решится вопрос и со ставками, и с зарплатой, а у пациентов будет возникать все меньше нареканий на сервис и качество лечения.