Жители молдовского приграничного села Паланка готовы перекрыть трассу «Одесса-Рени» при первой же попытке власти Молдовы отдать Украине территорию у села. Передача территории у приграничного села должна произойти в силу двусторонних договоренностей в обмен на территорию Джурджулешты.
— В случае, если будет предпринята попытка передачи земли под автодорогой, мы готовы держаться за эту землю, в том числе путем блокирования автострады, — рассказал глава района Штефан Водэ Валерий Берилл. — Мы категорически против, и не уступим ни пяди земли, оставленной нам нашими предками. Считаю, что этот свой долг мы должны исполнить до конца.
Примар Паланки Лариса Волох говорит, что проблема не только в тех 7,8 км, по которым проходит шоссе, но и в земельных площадях, расположенных за автотрассой, тоже части Молдовы. В случае передачи Украине земли под автодорогой, граждане Молдовы, полагает примар, утратят доступ к этим площадям, на которых находятся их поля, сельхозугодья.
Вопрос о необходимости выполнить условия договора поднимался во время недавнего визита в Кишинев секретаря СНБО Украины. С тем, что условия двустороннего соглашения, ратифицированного парламентом Молдовы, нужно выполнить, согласен молдавский премьер-министр Владимир Филат.
Секретарь СНБО Украины заявила, что Украина снова собирается ввести обязательное декларирование суммы в 50 долларов в день для граждан Молдовы, въезжающих в соседнее государство. Это произойдет, если официальный Кишинев не согласится передать Украине территорию в районе села Паланка.
Участок автодороги «Одесса — Рении» в районе населенного пункта Паланка (Молдова) протяженностью в 7,7 километров был передан в эксплуатацию и под юрисдикцию Украины согласно дополнительному протоколу к Договору между Украиной и Молдовой о государственной границе, подписанному 18 августа 1999 года. Украина настаивает на передаче ей и территории под автодорогой. В соглашении указано, что «переданный участок является собственностью Украины на территории Республики Молдова». Участок дороги является частью автотрассы длиной 310 км, связывающей юго-западную часть Одесской области с остальной частью Украины.
Договор между Украиной и Молдовой о государственной границе подписан 18 августа 1999 года. Подписи под документом поставили Леонид Кучма и Петру Лучински. Территория Паланки должна перейти Украине в ответ на передачу Молдове участка в районе Джурджулешты. Здесь в 1997 году — то есть еще до официальной передачи территории, было начато строительство нефтетерминала, нефтеперерабатывающего завода и порта. Однако через определенный период возник спор между Украиной и Молдовой, поскольку возведение объектов началось, по сути, на украинской территории. Несмотря на сложности и проблемы, возникшие в ходе реализации строительства, Молдова все-таки добилась своего. Джурджулештский порт может принимать суда водоизмещением до 10 тыс. тонн. Нефтетерминал способен переваливать 2 млн. тонн грузов в год. В ближайшие несколько лет планируется строительство сухогрузного и пассажирского терминалов.
Для украинского порта Рени, расположенного всего в нескольких километрах ниже по течению Дуная, запуск молдавского терминала означает, по меньшей мере, потерю значительной части грузопотока, а в худшем варианте полную остановку.
И связано это, в первую очередь, с тем обстоятельством, что большая часть грузов попадают в Рени через территорию Молдовы. И та, естественно, по мере развития собственного порта постарается увести грузопотоки из Рени. Еще докризисное повышение транзитных тарифов Молдовской железной дорогой спровоцировало многомиллионные убытки украинского порта. Что касается джурджулештского нефтекомплекса, он построен всего лишь в трех километрах от Ренийского городского водозабора. Риск попадания в воду нефтепродуктов очень высок и кто поручится, что в один прекрасный день город не останется без воды. И самое главное, молдовский порт находится на узком отрезке дунайского фарватера, скорость течения здесь достигает 4,2 м в секунду. Произойди в порту разлив нефти и буквально через несколько минут пятно окажется на украинской территории, ниже по течению десятки населенных пунктов и международный биосферный заповедник. Боновые заграждения терминала, по мнению украинских экспертов, будут малоэффективны. Представить себе последствия такого загрязнения для региона Нижнего Дуная не сложно.