Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь в «силовом поле» тирании

В возрасте 85 лет в США умерла дочь Иосифа Сталина — Светлана Аллилуева
29 ноября, 2011 - 20:51

Тем, кто жил в бывшем Советском Союзе, вероятно, не стоит объяснять, кто такая Светлана Аллилуева и в чем драматизм ее судьбы и личной жизни. Это единственная дочь Сталина, самая молодая из его детей (напомним о двух ее старших братьях — Якове, который, по различным данным, погиб в нацистском плену или пал в боях на севере России, пытаясь выйти из окружения, и Василии, некоторое время любимце и фаворите отца, генерале ВВС, а после смерти вождя — чуть ли не преступнике, лишенном всех должностей; его жизнь была коротка — всего 41 год).

Долгий жизненный путь Светланы Аллилуевой был плотно наполнен поистине жестокими испытаниями; вообще мировая история учит, что дети тиранов очень часто отнюдь не «роскошествуют» на тронах власти своих родителей, а, наоборот, сполна испили горькую чашу страданий (заговоры, нож, яд, тюрьма — было всякое...). Что же касается трагической судьбы покойной, то поистине поражает даже предельно сжатый перечень основных вех ее жизни (потеряла мать в возрасте шести лет, после чего воспитанием маленькой Светланы во многом занимался лично Лаврентий Берия; бурный роман — в возрасте 16 лет! — с известным режиссером Алексеем Каплером, жестоко прерванный Сталиным, который ударил дочь, а Каплера отправил на несколько лет в концлагеря; после войны — полная изоляция от отца, общаться с которым она могла только с разрешения наивысших должностных лиц НКВД, как правило, всего лишь раз в несколько месяцев; тотальный контроль со стороны тех же «органов» и, кроме всего прочего, действительно драматичная личная жизнь, в которую постоянно вмешивался «вождь» — разлучал, наказывал, миловал; однако где-то в 1950 году Сталин заявил дочке буквально следующее: «Черт с тобой, выходи за кого хочешь, меня это не касается»). Прибавим еще, что, по свидетельству самой Светланы, тиран вплоть до самой смерти не желал видеть своих внуков — ее детей.

Но, говоря о жизни С. Аллилуевой, очевидно, нельзя ограничиваться лишь коллизиями ее личных отношений с отцом, мужчинами и детьми. Во-первых, именно этой женщине мы обязаны уникальными подробностями последних часов жизни Сталина и обстоятельств его смерти, изложенными в книге «Двадцать писем другу» (о степени достоверности этих свидетельств можно спорить, но все же без них не могут сейчас обойтись большинство специалистов по политической истории СССР ХХ века). Прибавим, что Светлане в момент смерти отца было неполных 27 лет.

И, во-вторых, очень важно то, что Светлана нашла в себе силы занять сознательную позицию и относительно личного прошлого, и относительно поступков отца (хотя объясняла его преступления прежде всего ужасным и зловещим влиянием Берии, «у которого было больше силы воли», чем у вождя, что, конечно, наивно), и относительно сути порядков в СССР вообще. Побег С. Аллилуевой из Советского Союза в 1967 году (пребывая в Индии, она обратилась в американское посольство в Дели с просьбой о политическом убежище) тоже с определенным основанием можно рассматривать как акт протеста со стороны человека, все же осознавшего, как ужасна в принципе жизнь в «силовом поле» тирании. Аналогичным актом протеста (и искренней попыткой рассказать людям правду — невзирая на все вынужденные недомолвки) является и книга «Двадцать писем другу», имевшая широкий международный резонанс и переведенная на 35 языков мира.

Последние годы Светлана Аллилуева провела в США (до этого возвращалась в СССР, жила в Великобритании, Италии, Франции), в приюте для престарелых, избрав замкнутый и одинокий образ жизни. Между прочим, показательно, что в тех же США уже давно живет сын другого советского лидера — Сергей Хрущев. Жизнь дочери Сталина (кстати, о ее смерти, случившейся еще в прошлый вторник, было официально объявлено только вчера) могла бы стать сюжетом для увлекательного и поистине поучительного романа. Возможно, в будущем кто-нибудь напишет его.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ