Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Знания – без букета болезней

Чтобы ученики были здоровее, ученые подготовят стратегию школьной медицины
23 апреля, 2019 - 18:20
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Ни для кого не секрет, что здоровье детей, как и взрослых, далеко не идеально. Но свежие данные медиков ошеломляют. Например, в Киеве среди детей 7—14 лет распространение болезней органов пищеварения с 2001-го до 2017 года выросло в 12 раз. На Харьковщине распространение новообразований среди подростков (14—16 лет) увеличилось на 270%. Детальнее о контексте и самом исследовании — немного позже, но понятно одно: дети теряют здоровье уже в школьном возрасте и во взрослую жизнь приходят с букетом болезней.

Как ученые и медики предлагают изменить ситуацию, «День» узнавал на Х международном медицинском форуме «Инновации в медицине — здоровье нации», где в частности шла речь о современных проблемах школьной медицины.

ЗАЧЕМ ШКОЛЕ МЕДСЕСТРА?

Какая она — школьная медицина? Раньше при школах работали не только медсестры, но и стоматологи, диетологи, педиатры. Это почти идеальная ситуация. Сейчас хорошо, если школа имеет собственную медсестру, от которой ученикам есть хоть какая-то польза. В сельских и горных районах медперсонала в школах практически нет. Зачем такой специалист вообще нужен школе? Разумеется, не только для выдачи справок, но и для мониторинга состояния здоровья учеников.

«Чтобы принимать правильные решения, нужна система сопровождения здоровья детей, — объяснял Георгий ДАНИЛЕНКО, представитель госучреждения «Институт здравоохранения детей и подростков НАМН Украины». — Санитарно-эпидемиологические станции реформировали, поэтому этой системы контроля теперь нет, профилактика заболеваний только декларируется, а единственное учреждение, заинтересованное в профилактике заболевания, — это учебное заведение. Родители воспринимают профилактику достаточно агрессивно. Врачи заинтересованы в том, чтобы к ним приходило  как можно больше больных. Чтобы обеспечить здоровье детей школьного возраста, нужна система, направленная на поддержку здоровья, а это задача — школьной медицины».

НЕЗДОРОВЫЕ ЦИФРЫ

Что именно должна мониторить система здравоохранения в школе, становится понятно по результатам исследования, которое проводит ГУ «Институт здравоохранения детей и подростков НАМН Украины». Ученые анализировали динамику изменений распространения заболеваемости с 2001 до 2017 года среди детей 7—14 лет и среди подростков (14—16 лет). Если в первой категории ученые отследили незначительный спад болезней, то среди подростков зафиксировали рост распространенности заболеваний на 46%. Как правило, дети имеют одновременно несколько патологий.

В целом медики зафиксировали, что болезни костно-мышечной системы имеют 50% детей, эндокринологические заболевания — 5%, проблемы с органами дыхания есть у 49,9% школьников, а с органами пищеварения — у 7,9%. Также ученые определили регионы с самой быстрой потерей здоровья, в частности, это Одесская, Харьковская, Кировоградская, Полтавская, Ровенская и Тернопольская области.

«Мы исследовали умственную работоспособность детей и факторы влияния на нее, в частности, питание, — добавила Татьяна СТАНКЕВИЧ, старший научный сотрудник ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева НАМН Украины». — При нездоровом питании вероятность высокого уровня усталости учеников на 30% выше. 70% городских подростков имеют меньше, чем 60 минут физической активности в сутки, это нормы Всемирной организации здравоохранения. Это влияет на уровень заболеваемости и увеличивает в четыре раза вероятность возникновения нескольких патологий».

ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ

Кроме этого, проблемой последних лет стали поведенческие расстройства. Как утверждает Георгий Даниленко, ведущие причины смертности среди подростков связаны именно с этим. По данным ВОЗ, среди парней основной причиной смерти становятся поведенческие факторы и ДТП, а среди девушек — депрессивные состояния. И это уже наблюдается не только в старшей школе, но и в начальной.

«К проблемам с учебой и недовольства здоровьем сегодня у детей добавилась еще одна проблема — недовольство собой. Это влияние среды на готовность к обучению, а выход из этого — психические расстройства и вредные привычки. Много лет мы сотрудничали с одной гимназией Киева, где обнаружили, что 5% учеников употребляют наркотики. Директор нас не хотела после этого видеть. Но проблему не нужно замалчивать, — добавляет Даниленко. — Я не знаю ни одной школы, где бы не было этой проблемы. Также не знаю ни одной школы, где бы не было негативной динамики изменений состояния зрения. Есть проблема эндокринных заболеваний, которая остается вне поля зрения. Но все проблемы нужно решать, потому что любые неурядицы приводят к заболеваниям».

НА МЕДОСМОТР — С РОДИТЕЛЯМИ

В таком контексте эксперты акцентируют на том, что в школе обязательно должен быть медицинский работник, который будет налаживать мосты между дирекцией заведения, родителями и детьми ради сохранения здоровья учеников. Медицинский работник должен быть коммуникатором, научным работником, организатором межведомственного сотрудничества и информационно-разъяснительной работы, отмечали участники медицинского форума. Также предлагали, чтобы в школах работали медицинские сестры с дипломом бакалавра, в идеале — чтобы внедрили специальные учебные программы и факультеты подготовки медработников для работы в школе.

Также ученые обратили внимание на медицинские осмотры, которые порой могут проводиться прямо в школе, так же и вакцинация. Поэтому настаивают, что осмотры и прививки нужно делать только в медицинском заведении и обязательно в присутствии родителей. Почему так? Потому что, по данным медиков, родители обращаются к врачам за консультациями только в 25% случаев. Так как же вовремя узнать о проблемах со здоровьем?

ДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В целом участники мероприятия пришли к общему мнению, что стоит готовить концепцию и стратегию школьной медицины с акцентом на реформу здравоохранения. Для этого представители разных научных учреждений готовы объединить усилия. Сейчас советуют школам брать на вооружение существующие узкие программы, направленные на решение определенной проблемы. Например, Институт гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева НАМН Украины разработал профилактическую программу «Здоровый школьник», с которой можно ознакомиться на сайте учреждения и брать ее для использования.

«Наша программа предусматривает выявление болезней, анкетирование детей, родителей и учителей о состоянии здоровья, — отметила Светлана ГОЗАК, заведующая лабораторией Института гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева. — Мы акцентируем внимание на питании, оптимальном количестве физической активности, здоровой среде и качественном отдыхе. На формирование школьного здоровья можно и нужно влиять, есть законодательные акты, идет реформирование школьной нагрузки, но эта система инерционна. Поэтому нужно самим внедрять профилактические программы. Для школы в первую очередь что можно сделать — это выполнять существующие санитарные нормы, пересмотреть рацион питания, а еще проводить недели без жареного, подвижные перерывы или дни без гаджетов, и это должно быть регулярно».

Минздраве за школьную медицину основательно еще не принимались, не считая советов, как готовиться к 1 сентября. Но проблема действительно актуальна. Последний пример: в некоторых школах Одессы решили, что вместо медработников будут работать учителя-парамедики. Когда один из учеников потерял сознание, «скорая» забрала и ребенка, и потерявших сознание педагогов.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ