Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золотое кольцо» от Леси Сакады

9 ноября, 2002 - 00:00


Проходящая неделя в новостийном эфире «1+1» была отмечена не только горячими новостями. Ежедневный получасовой эфир украшали сюжеты сериала «Историческое лицо Украины». Слово «украшали» здесь уместно, ведь все, что делает корреспондент ТСН Леся САКАДА, которая специализируется на вопросах культуры, имеет совершенную форму и публицистическую направленность. Правда, по словам Леси, идея сериала появилась не у нее, а у Аллы Мазур, которая недавно посетила Львов и была потрясена увиденным там. Старинный город остался в ее памяти величественным и умирающим. Поэтому она предложила зафиксировать немедленно на пленку то, что сохранилось сегодня и рассказать об этом в течение недели. Леся сделала четыре сюжета — из Збаража, Каменец- Подольского, Чернигова и Киева. Еще два сюжета — одесский и львовский — подготовили собкоры. Однако тема настолько захватила саму Лесю, что в беседе с «Днем» она допустила, что этот «новостийный» сериал может выйти за пределы одной недели.

— «День» постоянно обращается к теме выдающихся исторических мест Украины, пытаясь проложить маршруты украинского «Золотого кольца». Леся, какие места вы бы предложили включить в него?

— Мои поездки по Украине во время подготовки этого сериала навели на мысль, что каждый украинский город может претендовать на почетное место в этом списке. Для первого сюжета мы выбрали Каменец-Подольский. Он известен, красив, и там прогрессивный мэр. Город не имеет средств на реконструкцию, поэтому здесь разработали свое «ноу-хау»: отдают фундаменты старинных домов частным фирмам с условием, что те под надзором работников исторического заповедника возведут эти сооружения согласно старинным чертежам. Для Украины — это перспективный, хотя и неординарный подход. Сегодня там таким образом отстроены уже 28 объектов. В Каменец-Подольском взяли ориентир на туризм: появляются гостиницы, кафе, количество гостей увеличивается — и иностранных, и украинских. Посетив Каменец, Збараж, поняла, что это — непочатый край работы, и что этот сериал может быть на самом деле очень интересным для зрителя. Оказывается, путешествуя по Украине, можно быть счастливым и увидеть много неповторимого.

По моему мнению, если все города будут застраивать так же, как и майдан Незалежности, то они станут похожи друг на друга, как квартиры после стандартного евроремонта. В этом смысле подход власти Каменец-Подольского отличается тем, что он построен на понимании ценности исторического центра города. А вот в Чернигове противоположная ситуация. Там уверены, что старинные дома уродуют лицо города и их надо снести, а на их месте — возвести многоквартирные дома. Считаю, что цель работы журналиста в этом случае — сделать все для того, чтобы наши дети увидели то, что мы еще успели застать. Хотя, с другой стороны, останавливаться нельзя, новейшая архитектура должна быть. Другое дело — где именно: в историческом центре или в новых районах.

— По каким законам, по вашему мнению, существуют люди, которым не все равно, что происходит с памятниками истории?

— Из этого типа людей для меня наиболее показательным является черниговский архитектор Андрей Карнабед. Вся его жизнь отдана этому делу. Его жена, когда мы были у них в гостях, сказала, что он ничего от своего увлечения не имеет. Он целыми днями ходит по инстанциям, делает зарисовки исторических зданий, которые исчезают на глазах. Например, дом Рашевских был постепенно уничтожен за последние полтора года, потому что власть не видела в нем ничего особенного. А Карнабед утверждает, что это — уникальный пример деревянной архитектуры. И приводит в качестве примера особняк Грибоедова в России, который отстроили, хотя там даже фундамента не осталось. А здесь был фундамент и даже стены, однако городским властям он был не нужен — и поэтому от этого дома известного художника и черниговского деятеля ничего не осталось. А вот господин Карнабед этим живет. У него — большие собственные архивы, фотодокументы. Он надеется, что когда-то это все будет отстраиваться. Что когда-то люди опомнятся. Кстати, в Америке, если зданию 200 лет, то оно считается памятником архитектуры. А здесь здания намного старшие, намного более ценные — и их запросто могут разрушить. Для меня этот черниговский архитектор — образец. Его позиция мне наиболее близка.

— Сейчас пытаются «актуализировать» исторические памятники, делая акцент на туризме, благодаря которому местная власть и жители будут заинтересованы в возрождении памятников. Какое у вас отношение к этому?

— Я также считаю, что туристам интереснее исторические места, чем новейшие, хотя, если там возведен какой-то «супер-пупер», то может и стоит посмотреть, но во всяком случае, я больше интересуюсь историей. Однако, что касается памятников, здесь есть еще другая сторона. Недавно я узнала, что киевский мэр собирается отстроить еще 64 церкви в столице. Это уже слишком, когда на фундаменте Десятинной церкви хотят построить новейший храм. Здесь необходимо чувство меры.

— Сколько, по вашему мнению, человеку следует знать об истории своей страны, чтобы добиться успеха в будущем?

— Работая на ТСН, я начала еще больше любить свою страну: больше встречаюсь с людьми, больше узнаю историю. Начинаю понимать, в какой стране живу. И это — повод для гордости. Это — искренне. И мне кажется, что чем больше украинцев получит возможность узнать об этом — тем лучше.

ОТ РЕДАКЦИИ. Леся Сакада высказала искренний восторг акцией «Дня». Итак, одним сторонником идеи создания «Золотого кольца Украины», которую уже давно обсуждает на своих страницах наша газета, стало больше. Ждем предложений наших читателей!

Диана БАЗИЛЯК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ