Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зрелище как хлеб

12 марта, 2007 - 19:52
АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ И ЕЛЕНА ШАНИНА В АЭРОПОРТУ «БОРИСПОЛЬ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Продолжительные гастроли московского театра «Ленком» в Киеве в очередной раз доказали и без того очевидную вещь: отечественная публика очень проголодалась по сценическому зрелищу. И того, что предлагают украинские театры и режиссеры, ей явно недостаточно.

Театр Марка Захарова привез три спектакля: «Город миллионеров» (сценическая фантазия по знаменитой пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано), «Пролетая над гнездом кукушки (Затемнение)» — по одноименному роману Кена Кизи и «Ва-банк» — по поздней пьесе Александра Островского «Последняя жертва». Из этих работ только одна режиссирована самим Марком Анатольевичем. «Город миллионеров» поставлен Романом Самгиным под общим руководством Захарова, «Пролетая над гнездом кукушки» — болгарским режиссером Александром Морфовым.

Впрочем, несмотря на разницу в возрасте, в биографиях и в сценических темпераментах режиссеров, все спектакли — это узнаваемые ленкомовские работы. Налицо все соответствующие признаки: акцент на актерах-звездах, богатые, массивные декорации (пресс-релиз с гордостью извещает о 10 грузовиках оборудования), выразительно комедийный репертуар, попытка быть как можно более понятным для зрителя и связанная с этим облегченная манера режиссуры. Последнее, между прочим, приводит к очень вольному обращению с первоисточником — что показательно, у всех трех спектаклей режиссерские, а не драматургические варианты названий. Особенно это чувствуется в «Пролетая над гнездом кукушки». По признанию самого Морфова, роман Кизи при всех его привлекательных сторонах не является театральным произведением, там маловато диалогов и действия — поэтому режиссерская группа решила несколько дополнить первичный текст. Вследствие этого со сцены зазвучали шутки на уровне «Аншлага» и других, скажем так, специфических ТВ-шоу. Что же касается исполнителей, то они все это проговаривали довольно старательно, но не более того. Потому что для воплощения безумия на сцене необходима намного более тщательная работа; ведь психически больной человек — это не просто проговоренный «диагноз», это еще и различия в языке, в жестах, в мимике, в пластике — т.е. яркий, сильный образ. Вместо этого на сцене — только толпа актеров, которые громко кричат и в меру способности используют собственные штампы игры. То же самое касается и Александра Абдулова. Он играет не столько главного героя, Макмерфи, сколько самого себя — т.е. демонстрирует все те же штампы, которые у него как у талантливого артиста, конечно, более разнообразны, чем у других участников спектакля, однако остаются штампами. Происходит это потому, что хороший актер, кажется, не знает, что делать, и задача, поставленная перед ним режиссурой, ошибочна — другое объяснение трудно найти.

То же касается Инны Чуриковой в «Городе миллионеров». Филумена многосторонняя натура. Она сердитая, сварливая, в то же время и искренняя, привлекательная, даже сексуальная женщина. Красота Чуриковой более сдержана, ее талант, скорее, возвышенного, интеллектуального сорта; играть раздраженную фемину — это, все же не для нее, тем более в такой бытовой реалистической интерпретации, которую постановщик дал пьесе де Филиппо.

Конечно, в отборе ролей почти безупречным выглядит «Ва-банк». Здесь все на своих местах — и Александра Захарова, и Александр Збруев, и Сергей Степанченко. Из всех трех спектаклей этот сделан наиболее качественно, что не удивительно. Здесь уже идет речь о нюансах, о полутонах и оттенках: например, иногда актеры слишком «пережимают» в комических интонациях, и это начинает походить на буффонаду; вставочные эстрадные номера уж слишком громкие; кареты, которые буквально забили сцену, выглядят сначала довольно оригинальным, а впоследствии уже несколько навязчивым сценографическим решением. Что же касается режиссуры, то здесь также приходится вспомнить о штампах — но это штампы самого Захарова, и у них достаточно поклонников.

А впрочем, именно поклонники, публика является главным героем всех «ленкомовских» спектаклей. Спектакли этого театра могут быть и заштампованными, и второстепенными, и несвежими по идеям, и просто неудачными — но каждый из них найдет свою аудиторию. Потому что зритель, идя сюда за развлечением, всегда гарантировано получит его, и он это знает; какого уровня будет само зрелище — это уже другое дело. И здесь возвращаемся к тому, с чего начали: ни один из больших украинских театров, которые содержатся в том числе и на наши налоги, такой гарантии не дает. И пока так будет — сотни, тысячи зрителей будут покупать билеты за безумные деньги и забивать холодные, не приспособленные для театральных спектаклей концертные залы, чтобы увидеть щедрых к аудитории гастролеров.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ