За более чем месяц полномасштабной войны в Украине за границу выехало, по разным оценкам, от 3 до 3,5 миллионов украинцев, а внутренне перемещенными лицами стали от 6,5 до 10 миллионов. Это беспрецедентное количество людей, лишившихся дома и работы. Эксперты затрудняются прогнозировать социальные и экономические последствия такого перемещения и выезда граждан, но сейчас государство делает усилия, чтобы работал бизнес: экономика Украины перешла на «военные рельсы», в западные области переехали 90 предприятий, некоторые – с работниками. «День» спросил у заведующего отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи Алексея ПОЗНЯКА, как он оценивает миграционную ситуацию в нашей стране и что нужно делать, чтобы помочь пострадавшим.
- Алексей Владимирович, как Вы оцениваете масштабы миграционных процессов из-за войны?
- Управление Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев дает следующие цифры: 3,5 миллиона граждан выехали за границу и 6,5 миллиона внутренне перемещенных лиц в пределах Украины. Эти цифры включают и граждан других стран, это тысячи иностранцев, наши пограничники дают меньшие цифры. На сегодняшний день нет возможности, чтобы разобраться и уточнить информацию.
Это действительно масштабные перемещения, нужна социальная поддержка граждан от государства: необходимо поддерживать граждан, но и экономить средства, чтобы давать отпор врагу. Во всяком случае, людей нужно поддерживать и стимулировать, и организовывать, по возможности, переезд бизнеса с работниками в те регионы, где есть возможность, или переводить работников на дистанционную работу. Это позволит гражданам работать, получать зарплату и поддерживать экономику Украины, по возможности. То есть максимально организовать занятость населения.
– Есть уже информация о том, что ежедневно по несколько десятков, если не сотен человек, возвращаются из Польши в Украину. Как работать с людьми, которые выехали за границу, чтобы они впоследствии вернулись, и у нас не было еще больших миграционных потерь, как это было до войны?
– Нужно делать так, чтобы они не рвали контакты с Украиной сейчас. Всю работу по возвращению и привлечению к работе в Украине можно будет осуществлять после завершения войны. Потому что сейчас проводить такую работу нет смысла.
- Как повлияют на экономику Украины ежемесячные выплаты для ВПЛ – по две тысячи на взрослого человека и по три – на ребенка? Это несколько миллиардов ежемесячно из бюджета.
- Конечно, это нагрузка на экономику. Тем более в таких условиях, когда доходы населения уменьшаются, часть экономики не работает и, соответственно, налоговые поступления сокращаются, а с другой – нужно больше выделять на оборонные нужды. Но если не помогать попавшим в беду гражданам, то это может привести к социальному напряжению и приведет к другим негативным последствиям. Понятно, что выплаты небольшие для каждого конкретного человека, но это тот уровень, который позволит выжить и избежать напряжения в тех регионах, которые принимают переселенцев. Таким образом, будет «плюс» для страны в целом.
- Что касается мировой поддержки – эти «вливания» поддержат экономику?
– Средства от международных организаций будут существенной поддержкой для экономики Украины в период войны. Это может компенсировать недопоступления от налогов. Но это поддержка страны в целом, а не конкретных людей. Государство должно поддерживать конкретных граждан.
– На каком этапе сейчас волна перемещения людей? Это – пик, возможно – спад?
– Все зависит от того, как будет развиваться ситуация на фронтах. Миграция не является вещью в себе, она очень зависит от того, что и как где будет развиваться. Если от Киева оккупантов отгонят на достаточное расстояние со всех сторон, например, с правого берега – полностью, а левого – отразят на Черниговщине, то многие киевляне, думаю, смогут вернуться домой – даже если еще не завершится война.