Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

13 временных администраций, 14 миллиардов эмиссионных гривен...

Эксперты: Главная причина нынешних проблем банковского сектора — недоверие населения
9 октября, 2014 - 12:59
13 временных администраций, 14 миллиардов эмиссионных гривен...
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Национальный банк «печет» неплатежеспособные банки быстрее, чем другая хозяйка блины, сея этим новые волны паники среди населения. Вкладчики пытаются защищаться и выдвигают правильные лозунги, требуя от государства вернуть доверие к банковской системе, а от банков — прекратить грабеж государственных средств. И действительно, государство, стремящееся не допустить краха финансовой системы страны, вынуждено искать возможности для компенсации депозитов (каждый вкладчик, согласно закону, имеет право на 200 тысяч гривен).

ИЗ БАНКОВ УШЛИ 40% ВКЛАДЧИКОВ

Ссылаясь на главу Нацбанка Валерию Гонтареву, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит о том, что с начала года вкладчики забрали из банков 110 миллиардов гривен, в том числе на семь миллиардов гривен валютных вкладов. Охрименко отмечает, что так поступили 40% украинских вкладчиков. А очередь желающих это сделать, по его словам, очень большая. Что делать? Эксперт напоминает о похожей ситуации в 2008 — 2010 годах. Тогда кое-кто предсказывал, что отток банковских вкладов не остановить. Тем не менее, сделать это удалось. Нацбанк не спешил вводить временные администрации, а правительство занялось рефинансированием банковской системы. Как только банки перестали отказывать в возврате депозитов, люди повернулись к ним лицом и понесли деньги. «Доверие постепенно вернулось», — вспоминает Охрименко.

Он говорит о самой большой нынешней ошибке Нацбанка: «Там, к сожалению, не понимают, как успокоить украинцев. Вместо того чтобы давать банкам рефинансирование, они фактически доводят их до временных администраций, вводят их, и лишь после этого пытаются решить вопрос, где найти деньги. И чаще всего производят эмиссию гривны, которая попадает к ликвидируемым банкам». По словам эксперта, в результате получилась патовая ситуация: 13 временных администраций, 14 миллиардов эмиссионных гривен и нужно еще 10 миллиардов напечатать, чтобы разблокировать выплаты из Фонда гарантирования. Но куда пойдут эти средства, вернутся ли они в банки? Охрименко дает отрицательный ответ. По его мнению, они пойдут либо на потребительский, либо на валютный рынок.

КОМУ ДОВЕРЯТЬ

«Государство устранилось от этой проблемы, — констатирует глава совета Ассоциации украинских банков Станислав Аржевитин, — есть законопроект о реструктуризации долгов населения перед банками, но его, скорее всего, так и не примут. И я бы сказал, что в стране недоверие не к банковским учреждениям, а к государству. Банки тут как лакмусовая бумажка, демонстрирующая наличие проблемы». Банкир отмечает: если раньше считалось, что локомотивом экономики являются банки, то сейчас двигателями развития названы земля, труд и капитал. «Но все мы понимаем, что реформировать банковскую систему страны (есть соответствующее постановление НБУ, но его еще никто не видел) можно будет только после того, когда выработают новую экономическую политику, — уверен Аржевитин. — Чтобы вернуть доверие, нужно начинать с этого. И когда украинцы ощутят стабильность, увидят другой уровень инфляции, а это повлияет на процентные ставки...» «Словом, экономический рост — это основа всему», — делает он вывод.

«Отсутствие межбанковского рынка — это самая серьезная сегодняшняя проблема, — утверждает вице-президент Кредитно-банковского союза Ярослав Колесник. — И ее никто не собирается решать. Это самая простая схема в том случае, если население не несет в банки деньги на депозиты, и банки, как сегодня, находятся в чрезвычайно сложной ситуации». Вместе с тем он видит еще два возможных решения сегодняшних банковских проблем. Первое состоит в безусловной обязанности банка вернуть вкладчику депозит, срок которого окончился. Что касается досрочного снятия гривневых и валютных депозитов, то Колесник недоумевает, почему соответствующее запрещающее решение не было принято еще в марте. Он также не понимает, почему сегодня не работает пруденциальный надзор. А предлагает уйти от запрещающих мер при продаже валюты. Более того, считает возможным разрешить продавать ее практически без ограничений, но при этом не выдавать на руки, а в обязательном порядке зачислять на депозиты... Он также предлагает регулятору резко уменьшить ставки по валютным депозитам, в результате чего уже через год уменьшатся ставки и по гривне.

В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ

Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило отмечает, что наряду с гривневыми депозитами сегодня из банков забирают и валютные. «Следовательно, — делает он вывод, — не девальвация гривны стала главным фактором нынешних проблем банковской системы, а недоверие и общие панические ожидания — никогда еще наша экономика не работала в условиях войны, никогда еще не было такого провала экономических показателей. Мы видим большое внеэкономическое влияние на экономические показатели». «Пока на значительной части страны идет война, — уверен Жалило, — мы не уговорим людей нести свои деньги в банки». Эксперт относит себя к тем экономистам, которые нормально воспринимают административные меры, к которым прибегает НБУ в нынешней обстановке. Он также уверен, что ситуацию в банковском секторе не изменит даже полная ликвидация налога на доходы с депозитов.

Другой известный экономист — Андрей Блинов — также не склонен к оптимистическим оценкам. Он отмечает, что дефицит бюджета страны составляет 12% от ВВП (такое было только в середине 90-х годов), а инфляция может достичь 20%. При этом рефинансирование «Нафтогаза Украины» в этом году составит 115 миллиардов — более 10% всей денежной массы. Но меморандум с МВФ, по мнению Блинова, позволяет Украине поддержать 12 крупнейших банков и не допустить полного развала банковской системы в случае дальнейшего ухудшения ситуации, что может случиться после выборов. В то же время в условиях такого бюджетного дефицита эксперт ставит под вопрос эффективность политики инфляционного таргетирования. И если Нацбанк фактически проводит реставрацию фиксированного обменного курса, тогда, по его мнению, об этом нужно прямо сказать и не отступать от этой политики до тех пор, пока ситуация в экономике не стабилизируется.

ЦЕПОЧКА ИЗ ЗАПРЕТОВ

Экс-министр экономики Виктор Суслов уверен, что оздоровить банковскую систему нельзя, не оздоровив экономику страны. По его мнению, любые ограничения на банковском рынке способствуют возникновению паники. Он считает, что прямой вины банковской системы в том, что сейчас происходит, нет. Но нет и шансов для перелома. «Наша власть еще не предложила целостной системы вывода страны из кризиса», — отмечает эксперт. Он говорит, что административные меры НБУ направлены на предотвращение тотального кризиса банковской системы, и это хорошо. Но лимит времени для них ограничен... Эксперт прогнозирует дефицит валюты и предполагает: пока что страна движется к дефолту. При этом он считает, что государство могло бы представить населению данные не только о плохих банках, которые выводятся с рынка, но и о хороших, куда можно нести деньги. А еще, поскольку людям сегодня практически некуда пристроить свою валюту, Суслов предлагает реанимировать валютную торговлю...

«Если финансовый сектор работает отдельно от финансового, как это происходит у нас сейчас, жди беды, — отмечает преподаватель Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, лучший тренер Биржевой универсиады-2012 Сергей Силантьев. По его мнению, в стране нужно добиваться в первую очередь доверия к правительству. А оно не должно бы подрывать его всевозможными запретами, такими, как, например, запрет химическим предприятиям использовать принадлежащий им газ в технологических целях. Эксперт рисует цепочку факторов, которые могут быть следствием подобных решений. Это: снижение ВВП, сокращение экспорта и валютных поступлений, дефицит бюджета, безработица. В конце этой цепочки — банки, куда люди не придут со своими деньгами.

Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра:

«В НБУ, к сожалению, не понимают, как успокоить украинцев. Вместо того, чтобы давать банкам рефинансирование, они фактически доводят их до временных администраций, вводят их, и лишь после этого пытаются решить вопрос, где найти деньги. И чаще всего производят эмиссию гривны, которая попадает к ликвидируемым банкам... В результате получилась патовая ситуация: временных администраций, 14 миллиардов эмиссионных гривен и нужно еще 10 миллиардов напечатать, чтобы разблокировать выплаты из Фонда гарантирования. Но куда пойдут эти средства, вернутся ли они в банки?»

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ