В 2016 году впервые после депрессивных 2012-2013 и кризисных 2014-2015 гг. экономика Украины продемонстрировала позитивные показатели экономического роста. За три квартала года прирост ВВП составлял в постоянных ценах 1,3%. Чтобы понять значимость этого факта, стоит напомнить, что в последний раз (если не считать сомнительный четвертый квартал 2013 г.) позитивный показатель украинский ВВП демонстрировал во втором квартале 2012 года.
ПОЗИТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Важно, что основным двигателем выхода экономики из кризиса стали инвестиции в основной капитал. За три квартала они увеличились на 16,4%. Активизация инвестиционных процессов дала соответствующий толчок для отечественного машиностроения и строительной отрасли. Последнее, в свою очередь, стимулировало выпуск стройматериалов.
Рост совокупного внутреннего спроса привел к увеличению импорта. В сравнимых ценах за три квартала он увеличился на 2,2%. В то же время экспорт был на 5,3% меньше, чем в прошлом году. Это резко ухудшило состояние торгового баланса, а его негативный вклад в ВВП вырос по сравнению с тремя кварталами 2015 года в четыре раза.
Зафиксированные в 2016 г. тенденции экономического роста оказались неожиданными для многих экспертов. Увеличение капитальных инвестиций происходило при сохранении затрудненного доступа к кредитованию и крайне слабым бюджетным расходам. Инвестиции росли в первую очередь за счет очень ограниченных собственных средств предприятий. Это свидетельствует о здоровых процессах адаптации бизнеса к макроэкономическим рискам, его реакции на конкурентные вызовы. Однако вопрос о том, как долго этот тренд будет длиться, остается открытым.
ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕСТО УКРАИНЫ
В целом ожидания относительно перспектив роста украинской экономики в 2017 году — достаточно оптимистичные. Благоприятным будет внешний рынок. Сейчас ведущие международные аналитические структуры демонстрируют осторожный оптимизм по поводу динамики мировой экономики в 2017 г. Они ожидают умеренного роста по сравнению с 2016 годом. Согласно прогнозам, ожидается умеренная позитивная динамика цен на основную экспортную продукцию Украины, в частности зерно и металл. Экспортерам будет способствовать также прогнозируемая ревальвация доллара США.
Следовательно, в будущем году стоит ожидать возобновления позитивных показателей прироста экспорта. Между тем, общая ограниченность динамики мировой торговли не позволит экспорту стать действенным двигателем экономического роста, как это было, например, в 2003-2004 или 2006-2007 гг. Главные факторы экономического роста будут позиционироваться на внутренних рынках.
ОТРАСЛИ — ДВИГАТЕЛИ РОСТА
Можно ожидать, что в 2017 г. будет продолжаться адаптация субъектов ведения хозяйства и потребителей к посткризисным реалиям. Поэтому стоит ожидать сохранения тренда роста капитальных инвестиций. Также должны и в дальнейшем улучшаться предпринимательские ожидания и потребительские настроения.
В случае достижения стабилизации ситуации в зоне АТО дополнительным фактором роста станут восстановление разрушенных жилья и инфраструктуры, возобновление деловой активности в «прифронтовой» зоне.
В связи с продолжением роста строительной деятельности с высокой вероятностью можно ожидать позитивной динамики в производстве строительных материалов. Также будет расти дорожное строительство, стимулируемое средствами государственного бюджета и бюджетов местных громад, которые будут направлять доходы на ремонт и строительство местных дорог.
В лучшем положении будут подотрасли, которые уже имеют определенные устоявшиеся источники финансирования через спрос, вертикальную интеграцию или программы бюджетного финансирования. К таким, в частности, относится: аграрное машиностроение, производство машин для пищевой промышленности, для металлургии, энергетическое оборудование, связанное с инвестированием в энергосбережение, производство железнодорожного подвижного состава, отрасли оборонно-промышленного сектора.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС
В 2017 г. ожидается ощутимое усиление вклада в экономический рост со стороны потребительского спроса. Основным двигателем этого станет повышение с 1 января следующего года до 3200 грн минимальной заработной платы. Увеличение доходов малодоходных категорий населения будет способствовать росту спроса, в первую очередь — на товары повседневного потребления массового производства. Это будет стимулировать выпуск продукции пищевой и легкой промышленности.
Однако мощность этого эффекта будет очень зависеть от доступа предприятий к финансовым ресурсам, нужным для увеличения и модернизации производства в ответ на рост потребительского спроса. А также — для сохранения прибыльности бизнеса путем приведения производительности труда в соответствие с ее повышенной стоимостью.
РИСКИ И «НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ» ВЛИЯНИЯ
Как всегда, реалистичность прогноза зависит от учета возможных рисков. Если вывести за скобки вероятные, однако малопрогнозируемые внеэкономические влияния (активизация военных действий на Востоке, распространение методов «гибридной войны» против Украины, обострение общественно-политического кризиса), остается четыре основных экономических риска.
Риск первый — связанный с глобальной экономикой. Если произойдет снижение показателей ее роста и ухудшение конъюнктуры традиционных экспортных рынков, возобновится спад в экспортоориентированных секторах экономики Украины. Также может ослабиться приток прямых иностранных инвестиций, что негативно отразится на экономическом росте и курсе гривни.
Риск второй — чрезмерное ускорение инфляции на основе «разогрева» потребительского рынка. Результатом будет жесткая монетарная политика, которую будет осуществлять Нацбанк в рамках идеологии инфляционного таргетирования. Возможное последствие — притеснение капитального инвестирования и торможение экономической активности в целом.
Риск третий — превышение «планового» показателя девальвации гривни (например, из-за стремительного ухудшения торгового сальдо, или ухудшение по определенным причинам курсовых ожиданий). Это может привести к дополнительному усилению инфляции, подорожанию импортных энергоресурсов, к росту потребности в дополнительных средствах для погашения и обслуживания государственного долга в иностранной валюте.
Риск четвертый — неполучение ожидаемых дополнительных поступлений в бюджет и Пенсионный фонд от повышения минимальной заработной платы. Что будет вынуждать покрывать бюджетный разрыв через увеличение заимствований на внутреннем рынке. Например, через скрытую эмиссию. Это может привести к макроэкономической дестабилизации или к жестким мерам НБУ в монетарной политике. Альтернативой может быть уменьшение бюджетных расходов, из которых самыми первыми будут сокращены расходы развития.
КОНТРМЕРЫ: О ЧЕМ СТОИТ ПОБЕСПОКОИТЬСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ?
Поэтому правительству стоило бы осуществить ряд шагов для предотвращения вероятных рисков, а именно:
• способствовать инвестиционным процессам как ключевому двигателю ускорения экономического роста, предусмотреть упрощение доступа предприятий к «долгим» кредитам, оптимизировать капитальные расходы центрального и местных бюджетов, поощрять индивидуальные инвестиции в развитие мелкого бизнеса и жилищное строительство/модернизацию жилья;
• способствовать экспорту для компенсации ухудшения сальдо внешней торговли. Основными мерам в этом направлении должны стать построение финансовых механизмов экспортного страхования, оказание информационной и дипломатической поддержки продвижению отечественных товаров на внешние рынки;
• поощрять развитие малого и мелкого бизнеса. А также углублять дерегуляцию, предоставлять стимулы для основания собственного дела, способствовать выходу малых предприятий на внешние рынки и т.п.;
• предотвращать инфляцию через немонетарные инструменты: конкурентную политику, содействие развитию внутреннего рынка;
• проводить активную политику на рынке труда для предотвращения роста безработицы из-за подорожания труда для работодателей.
Итак, оптимизм касательно перспектив отечественной экономики может быть обоснованным, только если он будет сочетаться с ответственным отношением к рискам, с которыми может столкнуться Украина в следующем году.
С 1 января 2017 года в Украине вступает в силу ряд новых правил и законопроектов
ИЗМЕНИТСЯ СИСТЕМА НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ
С 1 января, в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», запускается накопительная система выплаты пенсий. Это значит, что каждый украинец младше 35 лет начинает отчислять часть своей зарплаты на будущую старость. Такие отчисления аккумулируются на индивидуальном счете, воспользоваться которыми можно будет исключительно после выхода на пенсию.
В течение пяти лет — с 2017 по 2022 — процент отчислений постепенно возрастет: с 2% и до 7%. При этом, однако, сохраняются и отчисления на солидарную пенсионную систему. Таким образом, при одновременном сохранении и солидарной (старой), и накопительной (новой) пенсионной системы некоторым категориям граждан придется платить от 22% + 2% до 22% + 7% налогов в течение ближайших лет.
Напомним, что сейчас минимальная пенсия составляет 1247 гривен, а в течение следующего года она увеличится до 1400 грн. И это при минимальном прожиточном минимуме в 1600 грн и росте зарплаты до 3200 грн.
ГОСУДАРСТВО НАЧНЕТ РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ЛЕКАРСТВА
Кабмин принял решение о введении с 1 января государственного регулирования цен на лекарства против сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы, которое должно обеспечить снижение цен. На указанный перечень лекарств будут установлены предельные цены (высший предел цен) на уровне не выше, чем в странах-соседях. Определены пять стран-соседей: Польша, Латвия, Словакия, Венгрия, Чехия.
Стоимость лекарств будет возмещаться за счет государства, на это в проекте Государственного бюджета на 2017 год предусмотрено 500 млн грн, еще 632 млн грн заложены на возмещение стоимости инсулина.
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПОВЫСИТСЯ ДО 3200 ГРН, А ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ — ДО 5266 ГРН
Условия для повышения зарплаты создала Верховная Рада Украины, поддержав за основу и в целом законопроект №5130 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Им устанавливается новый порядок формирования тарифной сетки оплаты труда. За соответствующий законопроект проголосовали 227 народных депутатов при необходимом минимуме 226.
Ранее министр социальной политики Андрей Рева заявил, что с 1 января 2017 года минимальная зарплата учителя в Украине будет составлять 5266 грн.
Также с 1 января 2017 года размер минимальной заработной платы уже не будет изменяться на протяжении года в зависимости от пересмотра прожиточного минимума. Но, как и ранее, он будет устанавливаться ВРУ не реже одного раза в год.
ДИРЕКТОРА ШКОЛ И РЕКТОРЫ ВУЗОВ НАЧНУТ ПОДАВАТЬ Е-ДЕКЛАРАЦИИ
Национальное агентство по предупреждению коррупции сообщило, что начиная с 1 января расширится круг субъектов е-декларирования.
Под вторую волну е-декларирования попадут лица, которые уже заполняли электронные декларации за 2015 год, а также приравненные к ним для целей закона Украины «О предотвращении коррупции» должностные лица, юридические лица публичного права.
У АГРАРИЕВ ЗАБЕРУТ ЛЬГОТЫ
В действующем Налоговом кодексе написано, что с 1 января 2017 года все аграрии переходят на общую систему налогообложения. И если Верховная Рада Украины не утвердит какие-то новые нормы, то это произойдет автоматически.
Так, для аграриев будет отменен специальный режим налогообложения отрасли.
В то же время дотации на сельское хозяйство в 2017 году увеличатся вдвое и будут составлять 5,5 млрд грн. В 5 раз вырастет бюджет Министерства аграрной политики и будет составлять 7,4 млрд грн.