Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

5,13 миллиарда на консервирование проблемы

Эксперты: Государству необходимо реализовывать стратегию среднесрочного выравнивания коммунальных тарифов
23 мая, 2013 - 12:15

Вопрос коммунальных тарифов на этой неделе получил новое развитие. По итогам визита украинской делегации в штаб-квартиру Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтон в прессу попало письмо постоянного представителя фонда в Украине Макса Альера на имя первого вице-премьера Андрея Клюева. В нем украинской стороне снова напоминается, что страна может получить кредит при условии, если повысит на 30% цену газа для населения и на 58% для предприятий коммунальной тепловой энергетики. Очередное напоминание кредитора так бы и закончилось незамеченным, но... Практически одновременно с ним появилось сообщение Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг) о дальнейших планах относительно тарифов.

По словам члена Нацкомуслуг Валерия Кальченко, действующие тарифы на коммунальные услуги в Украине действительно в целом не соответствуют экономически обоснованному уровню. «В частности, средний тариф на тепловую энергию, который оплачивает     население, составляет 227  гривны за 1 Гкал. При этом экономически обоснованный уровень тарифа составляет 312 гривны за 1          Гкал»,— рассказал он. То есть действующий тариф на тепло для населения в среднем по Украине покрывает только 70% себестоимости тепловой энергии. Однако, продолжил он, тарифы на тепло повышаться не будут. Разницу в тарифах, по его словам, как и раньше, компенсирует местным бюджетам государство. По данным Нацкомуслуг, в госбюджете-2013 субвенция местным бюджетам на погашение задолженности разницы в тарифах на тепловую энергию, услуги централизованного водоснабжения и водоотвода предусмотрена на уровне 5,13 миллиарда гривен.

Действующие тарифы в большей части городов Украины действительно покрывают 70-80% себестоимости производства тепла, говорится в исследовании «Центра исследований энергетики». Так что даже при наличии идеальной 100% оплаты тарифов населением, производители и поставщики тепла не могут покрывать расходы на его производства. Эксперты Центра считают, что сейчас, как некогда ранее, надо разбираться в сложившейся ситуации и начинать со структуры теплового тарифа. Они представили собственное видение такой структуры тарифа сегодня: 70-75% — цена газа, который используется котельными и ТЭЦ, 6-8% — оплата электричества и 11-14% — заработная плата персонала. «Как показывают результаты нашего анализа, себестоимость тепла по отношению к размеру тарифа настолько существенна, что платить в полном объеме за газ у производителей тепла шансов нет. Но если эта дыра их бюджета пусть иногда, раз в два-три года, но перекрывается бюджетными субвенциями, то на обновление оборудования денег нет и не предвидится. С теми темпами старения оборудования и сетей, которые сегодня есть, через несколько зим все мы и Украина рискуем остаться с холодом один на один», — комментирует результаты исследования генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко. По данным Центра, средние тарифы на тепловую энергию в Украине более чем в 3,5 раза меньше действующих в Германии, в три раза меньше, чем в Швеции и 1,7 раза меньше, чем в Польше. «Еще ниже, чем в Украине, тариф имеет разве что Беларусь. Даже в России тариф в три раза выше, чем в Украине», — добавляет заместитель генерального директора Центра исследований энергетики (EIR) Вадим Гламаздин. А вот, отмечают аналитики Центра, тарифы на электроэнергию для промышленности в Украине практически не отличаются от европейских.

Как безболезненно исправить непростую тарифную ситуацию для отрасли и населения? На этот вопрос существуют разные ответы.

По мнению экс-министра энергетики Украины Ивана Плачкова, вывести энергетику из критического положения помогут только реальные тарифы на энергоносители для населения, их прозрачное формирование и четкий учет потребления. От субсидирования он предлагает отказаться. Хотя и признает, что это вряд ли возможно до выборов президента (в 2015 году), так как пока «нет политической воли» для такого шага.

Иное мнение выразил первый заместитель председателя комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Верховной Рады Украины Геннадий Зубко. В Украине около 35% населения не имеет возможности платить существующие тарифы за тепло, говорит он. При этом, в отличие от европейских стран, где очень большое количество среднего класса, в Украине «практически все население сдвинуто к нижней границы дохода», оппонирует позиции экспертов Центра депутат. «Если мы говорим, что сегодня очень низкая стоимость тарифов для населения, то если посмотреть на тепловую энергию, в некоторых семьях 63% бюджета сегодня составляет стоимость одной этой услуги...» — объясняет Зубко. Поэтому, продолжает он, сначала следует повысить уровень экономики, заработную плату, а затем подгонять вверх тарифы.

Параллельно нужна действенная система адресной денежной помощи для малообеспеченных слоев населения. «Сейчас дотации «размазываются тонким слоем» по всему населению — это очень неэффективно. Складывается ситуация, когда человек с хорошим доходом потребляет намного больше электроэнергии и получает в 100 раз больше дотаций, чем пенсионеры, проживающие в двухкомнатных квартирах», — резюмировал Плачков. По расчетам Международного валютного фонда, повышение тарифов на газ и тепло для населения на 20% позволит сократить необоснованное субсидирование богатых домохозяйств и высвободить почти 0,2% ВВП страны для адресной помощи бедным слоям населения и среднему классу.

Все это хорошо, говорит бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Однако проблема в том, что на сегодняшний момент Украина      — заложница ситуации с промедлением реформ. С одной стороны, говорит он, понятны претензии кредитов насчет нерыночной цены газа и ее влияния на дефицит бюджета и на сальдо торгового баланса. С другой стороны, поднять сейчас тарифы означает подорвать экономику, и еще непонятно, какими будут социальные последствия такого шага, продолжает Кучеренко. «В рыночных условиях о реальных тарифах можно и нужно говорить, но у нас с этим проблемы», — рассказывает он. По его мнению, выход из сложившейся ситуации есть. Он состоит в том, что государство должно реализовывать стратегию среднесрочного выравнивания коммунальных тарифов.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ