Атомная электростанция и... искусство — в украинских реалиях это кажется абсолютно несовместимыми вещами. Тем не менее, в мире есть множество примеров, когда градирни электростанций (сооружение в виде башни для охлаждения воды атмосферным воздухом) становились своеобразным «индустриальным полотном» для работ художников, а в немецком городе Калькар даже создан развлекательный комплекс Wunderland Kalkar на территории недостроенной АЭС. Теперь на территории 80 футбольных полей работают около 40 аттракционов, один из которых — 58-метровая качель, известная у нас как «ромашка».
Кстати, АЭС в Калькаре не запустили, в том числе, и из-за Чернобыльской катастрофы. Но на ее производство потратили 3,6 млрд евро, и объект нужно было как-то монетизировать — так и появился Wunderland Kalkar. Возможно ли воплотить этот опыт в Украине? Об этом говорили во время дискуссии «От атомной электростанции к арт-площадке» с экспертом по энергетической политике Национального экологического центра Украины Татьяной Вербицкой.
ДЕЙСТВУЮЩУЮ СТАНЦИЮ МОЖНО СДЕЛАТЬ... БОЛЕЕ «ДРУЖЕСТВЕННОЙ» К ПЕЙЗАЖУ
Основное условие того, чтобы электростанция зажила своей творческой жизнью, — отсутствие ядерного топлива на территории. Если же АЭС запускалась, ее невозможно превратить в арт-площадку. Хотя в мире есть примеры, когда художники работали на территории работающих АЭС, но только около градирен. Так, например, градирню на французской электростанции Cruas расписывали по проекту художницы восемь промышленных альпинистов на протяжении 15-ти лет! Представить, что на украинской рабочей АЭС художники будут появляться на протяжении такого длительного периода, и могут ли появиться вообще, — нереально.
8000 ТРУДОВЫХ ЧАСОВ И 4000 ЛИТРОВ КРАСКИ УШЛО НА АРТ-РОСПИСЬ AQUARIUS НА ФРАНЦУЗСКОЙ АЭС CRUAS / ФОТО С ИНТЕРНЕТ-АРХИВА МИРОВЫХ АЭС SEOGAN
А что же с недостроенными блоками? Сейчас у нас действуют 15 энергоблоков, а недостроенные — на территории Хмельницкой АЭС (третий и четвертый блоки) и в Крыму в городе Щелкино, к которому в настоящий момент нет доступа из-за российской оккупации.
О ХАЭС, ЩЕЛКИНО И ... КАЗАНТИПЕ
Да и о Крымской АЭС немногие знали, хотя именно в Щелкино впервые состоялся знаменитый фестиваль «Республика Казантип». На то время электростанция стояла заброшенной уже шесть лет, а первые посетители музыкального фестиваля вспоминают высотный кран для монтажа ядерного реактора, который называли самым высоким в Европе и который в 2000-х годах украинский Фонд имущества продал по значительно заниженной цене вместе с другим оборудованием. Те развалины, которые видно на фотографиях путешественников (у Крымской АЭС есть свой интернет-форум. — Авт.), невозможно представить не только превращенными в развлекательный комплекс, а даже в индустриальное контркультурное арт-пространство.
Что касается третьего и четвертого блока Хмельницкой АЭС, то, во-первых, они находятся на территории действующей электростанции, а во-вторых, у них тоже уже скоро заканчивается срок эксплуатации (40 лет). По словам специалистов, в настоящий момент в них нельзя ни установить реакторы, потому что в существующие конструкции физически невозможно установить ту систему защиты, которая требуется после аварии на Фукусиме, ни демонтировать, потому что резонанс может повредить действующие блоки. В конце концов, на судьбу Хмельницкой АЭС может влиять и политическая ситуация, ведь именно российские компании должны были устанавливать реакторы в эти энергоблоки. И только в 2015-м (!) украинское правительство денонсировало эти соглашения.
ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ АЭС — ИСТОЧНИК ЧЕРНОГО ТУРИЗМА И ДОГОВОРНОГО БИЗНЕСА
Остается лишь Чернобыльская АЭС — источник черного туризма и договорного бизнеса — вспомним хотя бы тот же саркофаг, который должен был покрыть уже существующий объект «Укрытие» над четвертым энергоблоком до 2015 года. На сегодняшний день его стоимость, в том числе и вследствие инфляции и «скачка доллара», достигает уже 1,6 млрд евро, а по словам экспертов, даже проект (!) новой арки до конца не создан. Из-за уровня радиации на самой территории АЭС никакую арт-площадку создать нельзя, хотя, по словам Татьяны Вербицкой, есть иностранные художники, которые хотели бы в следующем году создать какие-то свои проекты там, — все-таки круглая дата — 30 лет со дня трагедии на ЧАЭС. А художники на том же обсуждении говорят — спасите хотя бы уникальные мозаики, некоторые из которых создавались десятилетиями, в зоне отчуждения, Припяти, куда водят туристов и где их могут увидеть относительно без риска для здоровья. Но мозаики — это не так амбициозно и громко...