Все, кто пересекают границу в привычном режиме, отмечают наличие людей живущих с границы. В этот раз поговорим не о пограничниках или таможенниках, для которых граница часто становится «счастливым случаем» на всю жизнь, а о более скромных тружениках пограничного бизнеса. Как только их не называют: «челноки», «муравьи», «черепахи», «спиртовозы», «носильщики». Речь идет об обычных гражданах пограничной зоны, зарабатывающих на легальном и частично, — нелегальном, перемещении мелких партий товара через границу. Такие «специалисты» есть по обе стороны границы. Хотя обычно, худшая экономическая ситуация формирует значительную большую группу пограничных торговцев с украинской стороны. Но у польских «муравьев», несмотря на то, что их меньше, есть свои преимущества — свободное безвизовое перемещение через границу и ощущение что за ними стоит «паньство» — собственное государство.
Автобус из Перемышля медленно приближался к границе, традиционно окутанной автомобильной очередью. В автобусе минимум пассажиров и, в разумных пределах, размещен разнообразный товар. Водители тоже, наверное, имеют свой небольшой «гешефт». Короткая, как у танкистов на поле боя, остановка, и в автобус буквально влетает группа женщин «среднего» возраста. Это позже замечаешь, что все они относительно молоды, а не «среднего возраста», просто в их бизнесе удобнее выглядеть неприметно, да еще и быть «неопределенного» возраста. Словесная перепалка внутри группы, короткие переговоры кого-то «старшего» с водителем — и все чинно расселись по своим местам. Это «челноки» возвращаются домой.
В первую очередь — телефонные звонки домой. На границе звонить по телефону нельзя, а в автобусе уже разрешено. А дальше тишина — на границе все же, а телефонная болтовня может раздражать человека в погонах. Поэтому переключаются на «внутреннее» общение. Как продались сигареты? Хорошо ли идет «Мальборо»? Что удалось купить? Был ли «тот» дешевый стиральный порошок? Выгодно ли везти водку? Чем интересовались польские клиенты? Кто сегодня дежурит на таможне с обеих сторон?
Поражает странная и многогранная осведомленность пограничных работников, их легкая адаптация к изменяющимся условиям. Они уже не так замкнуты и зашорены, как в прошлом. Бизнес стал чище, людям стало свободнее. Уже непопулярно перевозить водку, даже в разрешенных пределах. Нет уже отчаянных, возивших немыслимыми способами когда-то популярный спирт. Теперь право на пересечение границы нужно беречь — это средство заработка да и существование целой семьи. А потерять право на «посещение рая» довольно несложно. Поэтому наступило то, что экономисты называют диверсификацией. Невидимые связи и контакты позволяют подобрать такие наборы товаров, которые делают обмен выгодным. Домашние умельцы — дети выросшие на этих заработках, уже помогают с помощью интернета и мобильной связи. Поэтому широкие коммуникации между собой и окружающими людьми позволяют им быстрее охватывать больший массив информации. Дальше развитой психологический подход и интуиция позволяют на основе этого искать новые способы заработка.
В последнее время перемещать товар через границу становится все сложнее. Хотя наша украинская экономика, по внешним признакам — рыночная, а в действительности — феодальная, не перестает создавать для этого благоприятную ценовую почву. Как предупреждали ученые, закрытая и ограниченная рыночная модель с искаженной конкуренцией и доминантой ренты не будет способствовать развитию. Вот поэтому цены у нас все выше, а качество товаров даже более чем сомнительно. Государственные служащие признают вредность многих групп продуктов, и не гарантируют даже общую безопасность последних.
Поэтому опять везут из Польши едва ли не все товары, кроме разве что подакцизных. Появились даже такие виды пешего пограничного заработка как перевоз «нормы» (товар носят исключительно в пределах разрешенных норм), или работа на оптовика (перемещают мелкое количество товара, из которого заказчик формирует оптовую партию). Есть люди, которые каждый день выполняют товарные заказы односельчан или поставляют товар в сельский магазин. Такой заработок еще более популярен у владельцев любых транспортных средств. Поэтому почти все старенькие автомобили и мотоциклы на границу прибывают загруженными по максимуму.
Постоянно в напряжении, без права на голос, не защищенные никем, да еще и со внутренним чувством вины — эти своеобразные агенты внешних экономических отношений вызывают сочувствие и даже уважение. Жаль, что никто не замечает их и этих тяжелых усилий, благодаря которым бедные слои населения имеют доступ к обычным товарам. Да и «челноки» зарабатывают на жизнь. На их деньги строятся дома, учатся в вузах студенты-контрактники, лечатся родственники и празднуются свадьбы «как у людей». Вредят ли они государству? Насколько полезен их труд? Как компенсируют они нечеловеческие потери здоровья и жизненной энергии? Обратит ли на них внимание вся эта величественная и ухоженная государственная машина? Тысячи вопросов без ответов.
А утром сотни людей на всех таможенных переходах снова отправятся «в гости» с несколькими блоками папирос, сливочным маслом, халвой, нитками, пуговицами или другим товаром. Уже сегодня они знают, чего хотят польские граждане. Они знают, чего хотят и наши люди. И сопоставляя цены и собственные возможности, оглядываясь на государственные ограничения и запреты, будут вершить этот извечный бизнес — торговлю.