Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аграрник на паркете

Возвращают ли молодых специалистов в село дипломы сельхозвузов?
13 декабря, 2006 - 19:52

Украинская аграрная конфедерация совместно с Институтом аграрного развития в Центральной и Восточной Европе (Лейбниц, Германия) провели опрос выпускников ведущих аграрных вузов Украины. Цель исследования — трудоустройство бывших студентов, особенно в первые годы после окончания высших учебных заведений. В опросе, проводимом в письменной форме, принимали участие 300 выпускников трех ведущих университетов возрастом от 21 до 32-х лет, в основном выпускников экономических факультетов, а также факультетов аграрного менеджмента (в общем 70% респондентов). Получено 89 (29,6%) заполненных анкет. На первый взгляд, такое количество является низким. Но если обратиться к классической теории социологических и маркетинговых исследований, где, как правило, возвращается 7 — 10% анкет, то, по утверждению исследователей, это количество является достаточным для того чтобы сделать серьезные заключения.

Следовательно, украинские студенты заканчивают вуз в возрасте 21 — 23 года, поэтому следующие три-пять лет опыт работы у выпускников незначительный или вообще отсутствует. С одной стороны, это является негативным показателем для анализа результатов опроса. Но, если посмотреть с другой стороны, именно этот показатель отображает реальную ситуацию в аграрном образовании в частности и в аграрном секторе Украины вообще. Что же касается образовательно-квалификационного уровня выпускников аграрных вузов, то значительная часть ( 58%) получила диплом с квалификацией «магистр»; 36% — « специалист». Степень «бакалавр» имеют только 6%. Последнее легко объяснить статусом диплома «бакалавр» как свидетельства о получении базового высшего образования, то есть неполного.

Сегодня, казалось бы, аграрное образование должно обеспечивать рабочее место после окончания вуза, тем более что ситуация с рабочей силой в сельском хозяйстве оставляет желать лучшего. Однако результаты опроса свидетельствуют совсем о другом: практически четверть выпускников не могут найти работу; пятая часть занята на больших предприятиях (более 1000 работников); далее места практически равномерно распределены между большими, средними и малыми предприятиями, а также частным сектором и государственной службой или общественной работой.

К сожалению, выпускники аграрных вузов не спешат связывать свою работу с сельскохозяйственной деятельностью: количество тех, кто устроился и не устроился на работу, связанную с АПК, почти одинаковая — 39% и 36% соответственно. Несмотря на то, что 39% связывают свою работу с полученным образованием, следующие данные свидетельствуют: 62% считают, что их профессиональная деятельность связана с полученным образованием, и только 12% придерживаются противоположного мнения. Но к этому вопросу стоит подходить осторожнее, потому что большинство студентов аграрных вузов поступает в учебное заведение не с целью получения именно аграрного образования, а с целью получения диплома экономиста или менеджера, и поэтому они считают, что дальше их трудовая деятельность связана с полученным образованием. Отметим, что большинство выпускников расценивают свои шансы во время трудоустройства как средние. И именно этот факт может свидетельствовать о среднем уровне образования в аграрных вузах Украины.

Конечно, существуют и трудности, которые следует преодолеть выпускникам во время поиска работы, среди которых и то, что работодатели предпочитают претендентов с опытом работы. В этом случае руководителям аграрных вузов следует обратить внимание на опыт европейских практических семестров: практика является неотъемлемой частью аграрного образования, которое проходит не «на бумаге», а на реальных предприятиях и продолжается минимум один семестр.

Сами же выпускники считают, что важнейшими критериями во время приема на работу являются знания компьютера, иностранных языков, практические навыки в профессиональной деятельности, получение образования по профессии. Неожиданным является то, что знание компьютера и иностранных языков выпускники ставят выше профессионального образования.

В анкете, которую предлагалось заполнить выпускникам, были и так называемые факультативные вопросы. Из ответов на них можно сделать вывод: студенты во время обучения не прилагают особых усилий для получения высоких оценок или написания качественного диплома, поскольку не считают эти факторы решающими во время приема на работу. На вопрос: «Что больше всего понравилось во время обучения?» значительная часть респондентов ответила — «студенческая жизнь». Это свидетельствует о неготовности юных студентов к принятию ответственных решений.

Кроме того, стоило бы обратить внимание и на критические замечания студентов. Проведенный опрос показал, что во время обучения значительной части респондентов не понравились: условия обучения, возможность получить оценку за взятку, лишняя информация и ненужные предметы. В своих комментариях авторы исследования отмечают, что в Украине можно предусмотреть улучшение условий обучения, потому что страна является активным участником Болонского процесса. Что же касается взяток, то, по их мнению, этот фактор действительно является достаточно распространенным в украинских высших учебных заведениях, и не только в аграрных, поэтому систему борьбы с коррупцией следует внедрять на государственном уровне. А относительно лишней информации и ненужных предметов, то это, как считают авторы, можно отнести к последствиям советской системы образования.

Высказали свое мнение выпускники и по поводу возможных рекомендаций с целью улучшения учебного процесса. Значительная часть респондентов изменила бы учебную программу (23%), на втором месте — практическая подготовка (14%). При этом 71% респондентов готовы порекомендовать свой университет друзьям и только 28% ответили «нет». Доминирование позитивного ответа может указывать на выгодное местоположение аграрных университетов в больших городах (именно там проходило опрашивание). Следовательно, логично было бы допустить, что шансов трудоустроиться в мегаполисе намного больше, чем в маленьких городах и селах.

Относительно безработицы среди вчерашних студентов, которые остаются нетрудоустроенными даже после окончания рейтинговых факультетов экономики и аграрного менеджмента, то его высокий уровень (25%), на первый взгляд, шокирует. Выходом из этой ситуации может быть сокращение количества студентов в аграрных вузах или их перепрофилирование в смежные области (экология, естествознание и тому подобное), считают исследователи. Однако есть здесь, по их мнению, и позитив — относительно большое количество выпускников (40%) может найти работу, связанную с сельским хозяйством. Следовательно, есть надежда, что определенная часть выпускников вернется в сельское хозяйство и поможет его трансформации.

Подытоживая результаты опроса, авторы указывают, что образовательная система в аграрных вузах требует значительного улучшения и адаптации к современному рынку труда в Украине. И именно это является заданием не столько руководства аграрных вузов, сколько государства.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ