Объем мирового рынка высоких технологий сегодня оценивается в $3 триллиона, причем почти треть его приходится на США. А в Украине внутренний рынок высоких технологий до сих пор даже не сформирован. Тогда как удельный вес украинской наукоемкой продукции на мировом рынке составляет не выше 0,1%. Украина по-прежнему интегрируется в мировую экономику с помощью сырьевой базы и дешевой рабочей силы. Больше того, структурные изменения в производстве за последние годы привели к заметной потере позиций высокотехнологичных и наукоемких отраслей украинской промышленности. Достаточно сказать, что доля высокотехнологичной продукции в структуре ВВП снизилась с 3,1% в 1998 году до 0,7% в 2003 году (по предварительным данным). На группу высокотехнологичных отраслей приходится только 4,5% выпуска продукции, 5,8% привлеченных и 4% осуществленных инвестиций.
Украина, по сути, оказалась у последней черты: если сегодняшнее отставание от мирового сообщества не ликвидировать, то страна может остаться аутсайдером в глобальной экономике, основным двигателем которой являются высокие технологии. По мнению доктора экономических наук Владимира Сиденко, в Украине сложилась искаженная конкурентная среда: можно безбедно существовать, присваивая себе природную ренту, и не вкладывать деньги в рискованные проекты, связанные с высокими технологиями. По мнению Сиденко, в общем экономическом росте последних лет нет инновационного фактора.
Директор Центра исследования научно-технического потенциала и истории науки им. Доброва Борис Малицкий отмечает, что даже приход инвестиций не становится стимулирующим фактором: они, в основном, направляются на поддержку производств третьего технологического уклада, а не более высоких четвертого, пятого и шестого. С одной стороны, констатирует Б.Малицкий, правительство разрабатывает инновационную модель структурных изменений в экономике, а с другой — фактически обрекает экономику на отставание. С той же непоследовательностью действует, по словам Б.Малицкого, и Верховная Рада, сначала приняв Закон «Об инновационной деятельности» и предусмотрев в нем ряд льгот, а затем приостановив его действие принятием закона о госбюджете.
Пришло время провести полную инвентаризацию всей нормативно-законодательной базы, регламентирующей инновационную деятельность, считает экс- вице-премьер Украины Владимир Семиноженко. При этом он обращает внимание на то, что в развитие закона об инновациях правительство не разработало ни одного нормативного акта, включая такое важное направление, как венчурное финансирование.
В отличие от Украины, продолжающей исповедовать старые подходы к реализации научно-технических разработок, развитые страны успешно движутся по пути создания национальных инновационных систем. В их основе, как указывает директор Института экономического прогнозирования НАНУ Валерий Геец, лежит тиражирование высокотехнологичной продукции, которая становится товаром, доступным для массового потребителя. Это достигается благодаря тому, что система охватывает не только разработку инновации, но и формирование на нее повышенного спроса, что позволяет окупить вложенные средства. Геец считает, что аналогичная система должна быть создана в Украине в течение ближайших трех-пяти лет — пока в стране имеется ресурс экономического роста.
Эти статистические данные и выводы «озвучивались» во время «круглого стола», посвященного развитию рынка высоких технологий в Украине. В итоговом документе, принятом участниками, в частности, указывается, что одним из приоритетных направлений развития рынка высоких технологий является создание технологических бизнес-инкубаторов, хай- тек территорий, кластеров и других слагаемых знаменитой Силиконовой долины. Об этом же говорили «Дню» и специалисты рынка высоких технологий во время недавней международной конференции, посвященной развитию информационного общества. Отвечая на вопрос о возможности создания в Украине социополисов, президент Фонда «Информационное общество Украины» Андрей Колодюк отметил, что сегодня отдельные элементы этой структуры в Украине имеются, однако между ними нет координации, «нет завязки в одну цепочку», переводящей социополис из названия в работающий механизм. По мнению президента Центра муниципального менеджмента «Хабитад» Александра Затолокина, созданию украинских социополисов мешает отсутствие в Украине эффективного государственного менеджмента: «Украина — не бедная страна, у нее высокий технический, научный и кадровый потенциал, но отсутствие оптимальных управленческих решений не позволяет ей стать в один ряд с соседями».
К сожалению, вопросами построения информационного общества в основном занимаются общественные организации, а государство только декларирует приверженность этому курсу, слабо подкрепляя ее практическими шагами. Поэтому, несмотря на то, что Украина занимает пятое место в мире по количеству сертифицированных программистов, объемы экспорта компьютерных услуг остаются незначительными: в 2003 году, по данным Минэкономики, они составили 0,2% от общего объема экспорта услуг. Комментируя «Дню» эти показатели, А.Затолокин сказал: «Говорить об информационном обществе еще рано. Несмотря на огромный кадровый потенциал, Украина в этом направлении продвигается медленно. Киев и областные центры вырвались вперед, но, как говорят на флоте, движение эскадры определяется скоростью наименьшего вспомогательного корабля... А регионы пока заметно отстают».