На днях глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук коллегии ведомства анонсировал большую всеукраинскую конференцию по обеспечению энергоэффективности жилых домов, которая будет проведена в эту пятницу. Участвовать в ней будут главы всех облгосадминистраций, представители местных органов самоуправления, а также банки, которые будут предоставлять кредиты под соответствующие проекты. Он подчеркивает, что на форуме также будут активисты из Объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) и различных общественных организаций. Так, отмечает чиновник, мы сможем сфокусироваться на подготовке к предстоящему отопительному сезону, на проектах по утеплению домов и домохозяйств, а это именно то, чего сегодня не хватает в информационном пространстве.
И действительно, не многие, например, знают, что сегодня на согласовании в Минюсте (это последний бюрократический этап перед подачей в парламент) находится проект Закона «Об экономической эффективности строений», разработанный Госэнергоэффективностью и Минрегионстроем во исполнение одноименной Директивы 2010/31/ЕС. В понедельник, после заседания коллегии Госэнергоэффективности, в которой принимали участие народные депутаты, представители общественных организаций и бизнес-ассоциаций, прошло обсуждение этого важного документа. Цели законопроекта — порядок и условия определения энергетической эффективности строений и минимальных требований к ней, организационно-правовых сертификаций энергоэффективности домов и механизмов привлечения средств для внедрения мер по повышению энергоэффективности. Но глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук дал еще одно, обобщающее и, пожалуй, главное определение: закон должен изменить отношение людей к домам, в которых они живут.
Глава Биоэнергетической ассоциации Георгий Гелетуха отмечает, что без этого законопроекта рынок возобновляемой энергетики остановился: «Никто ничего не строит, ни солнечных, ни гидро-, ни биомассовых электростанций, потому что сейчас действует закон, фактически заблокировавший возобновляемую энергетику. После того как новый закон будет принят, мы надеемся, что начнут строиться биомассовые ТЭС, которые, кроме электроэнергии, будут давать еще и тепло». Гелетуха предлагает также предусмотреть в этом законе механизм для инвесторов, строящих такие электростанции, аналогичный тому, который вводится для граждан, устанавливающих в своих домах котлы, экономящие газ. «Следовало бы привязаться к экономии газа и предусмотреть для компаний премию за газ, который был замещен альтернативным топливом», — предлагает эксперт.
«Люди сейчас массово интересуются энергосберегающими технологиями», — подчеркивает глава ОО «Всеукраинский общественный совет энергоаудиторов и энергоменеджеров» Юрий Улида, говоря об актуальности закона об энергоэффективности домов в ситуации, в которой оказалась наша страна. Он связывает это с тем, что государство впервые начало использовать реальные механизмы поддержки граждан, устанавливающих соответствующее оборудование в своих домах. И все же он делится впечатлениями от своей недавней поездки в Черкассы, где встретился с недоверием людей к государству и его обещаниям. Улида считает: необходимо, чтобы разработанный в законе об энергоэффективности зданий прозрачный европейский механизм четко выполнялся, общество не должно получать сигналов, что это что-то временное. Он впечатлен тем, что закон предусматривает создание специального Фонда повышения энергоэффективности домов и привлечение к соответствующим мерам негосударственного финансирования.
Эксперт также призывает создать в стране сеть ресурсно-демонстрационных центров, с помощью которых можно было бы информировать население о современных методах и оборудовании, позволяющих экономить в быту энергоресурсы и продавать соответствующую аппаратуру. «Потому что нужной людям информации сегодня очень мало», — подчеркивает он.
Эту тему подхватывает и президент Украинского пеллетного союза Николай Коломийченко. Он рассказывает, что во время учебы в Германии неоднократно посещал ресурсно-демонстрационные центры. Их персонал проводит обучение как населения, так чиновников и бизнесменов, для чего имеется единая программа, позволяющая всем желающим получить необходимые знания для внедрения мер по повышению энергоэффективности. Коломийченко рассказывает, что такая программа уже разработана и в его общественной организации. По примеру Германии и Соединенных Штатов, создается и сам центр, который будет иметь представительства во всех регионах Украины. Коломийченко напоминает о губернаторе Калифорнии Шварценеггере, который благодаря информационным программам в свое время всего лишь за год сократил на 12% потребление энергоресурсов в штате.
Между тем европейские специалисты пристально следят за работой Украины над повышением энергоэффективности экономики и, в частности, сектора ЖКХ. Выступая на коллегии Госэнергоэффективности, работник секретариата Энергетического сообщества Борко Райчевич отметил, что «в Украине есть очень много проектов первичного и вторичного законодательства, которые все еще не приняты». Он призвал работать над имплементацией директивы ЕС по энергоэффективности, в которой есть много нового для Энергосообщества и особенно для Украины, у которой самая высокая энергоинтенсивность в регионе.
Представитель группы поддержки Украины, созданной Европейской комиссией, Кшиштоф Герульский подчеркнул, что некоторые положения законопроекта об эффективности строений должны регулироваться не только этим документом, но и регуляторными актами — дополнениями к евродирективам. Они определяют, что должны делать министерства. А данный документ не соответствует этому требованию: не понятно, что должно делать министерство. По словам Герульского, пока не ясно, какие требования по минимальной энергоэффективности предъявляются к домам после капитального ремонта. «Если закон будет точным, то позже министерствам будет легче его выполнять», — советует эксперт Еврокомиссии.
Аналогичное мнение высказал в ходе обсуждения законопроекта и заместитель главы парламентского комитета по ТЭК Александр Домбровский. «Мы работаем в реальной государственной системе, и ее проблема заключается в том, что кто-то хочет бюрократизировать этот процесс, а завтра захочет зарабатывать на этом еще и за какие-то административные услуги». Он ставит вопрос о том, как технически, на уровне министерств, городов, сел и поселков будет имплементироваться и работать этот закон. Он даже рассказывает случай из личной практики, когда для заполнения декларации ему потребовалась справка о жилье. И ему сообщили, что у него нет никакой квартиры. А когда он стал добиваться разъяснений, то ему сказали: квартира у вас есть, но она в бумажном виде, а в электронном ее нет... «И, учитывая, что у нас нет не только электронного правительства, но и большие проблемы с общими базами данных, — говорит народный депутат, — нам нужно еще очень многое сделать на уровне вторичного законодательства, чтобы этот закон, после его принятия, начал работать так четко, как работают евродирективы».