Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анатолий КИНАХ: «Нельзя допустить, чтобы стабильная гривня превратилась в ширму, за которой скрывается отсутствие структурных реформ»

11 августа, 1999 - 00:00


Сказалась также и политика правительства в отношении предпринимательства: ни на рынке нефтепродуктов, ни в аграрном секторе не появились в достаточном количестве эффективные рыночные структуры. Своими действиями мы зачастую уничтожали даже их ростки...


Накануне заседания Кабинета Министров Украины, посвященного подготовке к зиме, а также решению валютно-финасовых проблем и кризиса на рынке нефтепродуктов, корреспондент «Дня» взял эксклюзивное интервью у Анатолия Кинаха.

— Анатолий Кириллович, вы вступаете во власть уже второй раз, но тем не менее срок адаптации вице-премьера, как известно, не менее полугода. А до выборов остается три месяца. На что вы рассчитываете?

— Период моей адаптации, я на это надеюсь, поможет сократить опыт предыдущего вице- премьерства в области промышленной политики (1995-1996 годы), а также, разумеется, работа в Союзе промышленников и предпринимателей и председателем парламентского комитета по промышленной политике. Я хочу опираться не только на членов правительства, но и на регионы, на тех, кто работает в реальном секторе экономики, на интеллект предпринимателей, промышленников, ученых. Без этого трудно внедрить системные подходы к решению наших проблем.

— Какие уроки вы извлекли из деятельности и отставки своего предшественника? Что можно и чего нельзя делать на этом посту?

— Деловая этика не позволяет мне углубляться в ситуацию, в которой оказался уважаемый мной Владимир Куратченко. Мы с ним остались друзьями, я его уважал и уважаю как специалиста. В наших отношениях ничто не изменилось, несмотря на известные кадровые перестановки. Но, на мой взгляд, сегодняшние проблемы можно решать только сообща, идет ли речь о взаимодействии ветвей власти или о координации внутри правительства. На этапе подготовки решения можно и нужно спорить, организовывать интеллектуальные атаки. И очень важно создать такую обстановку, когда личное профессиональное мнение, даже если оно идет вразрез с общепринятым, с «вышестоящими» установками, не должно влиять на служебное положение. Это способствует раскрепощенности, позволяет к любой проблеме подходить комплексно, всесторонне и гарантирует, что решение будет принято верное. Я надеюсь, что мне удастся создать такие взаимоотношения. Но когда решение принято, то должно выполняться. А если не согласен — пиши заявление... Когда вопросы денежно-кредитной политики, взаимоотношений с международными финансовыми организациями ставятся на уровне руководителя предприятия, то допустим упрощенный вариант постановки проблемы. Но на уровне правительства высокими должностными лицами эти проблемы недопустимо озвучивать без изложения пакета меропрятий, который позволял бы потом не допускать искажения сути твоего предложения. Каждое прозвучавшее слово, каждый оттенок в таком сложнейшем блоке проблем может иметь экономический и политический резонанс.

— В ваших прошлых отношениях с Национальным банком (я не имею в виду какие-то личностные отношения) всегда имелся элемент напряженности и конфронтации. Теперь, когда Нацбанк занял не свойственную ему прежде позицию наблюдателя за гривней, не изменились ли ваши оценки?

— За все последние годы так и не решена проблема вакуума, возникшего между макроэкономической политикой и работой на уровне микроэкономики. В таких условиях стабильная гривня превращается в ширму, за которой прячется отсутствие структурных реформ. В этом отношении моя позиция не меняется. Сейчас сложились очень неблагоприятные условия: финансовый кризис, внешняя задолженность. Все это усугубилось положением на рынке нефтепродуктов, повысились цены на сырую нефть на мировом рынке, дали о себе знать ошибки в правительственном прогнозе ситуации, дискуссия по льготам для совместных предприятий, о ввозной пошлине, акцизных ставках и т. д. Все это неблагоприятно повлияло на активность на этом рынке и его наполняемость. Сказалась также и политика правительства в отношении предпринимательства: ни на рынке нефтепродуктов, ни в аграрном секторе не появились в достаточном количестве эффективные рыночные структуры, способные стать своеобразным амортизатором в этой сложной ситуации. Своими действиями мы зачастую уничтожали даже их ростки... Вспомним о пресловутой очередности расчетов АПК за поставленные ресурсы, в которой сначала идет Госрезерв, потом Пенсионный фонд, потом региональный заказ. А последние — коммерческая структура, инвестор. В результате государство воспрепятствовало появлению достаточного количества независимых от него структур, на которых оно же намеревалось возложить поставку 70—80% нефтепродуктов для села на рыночных взаимовыгодных принципах. Решая текущие проблемы, необходимо не допустить подобную ситуацию в ближайшем будущем.

— Таким ответом вы поддерживаете позицию В.Ющенко, который утверждает, что нынешний срыв на финансовом рынке является следствием положения на рынке нефтепродуктов... Что бы вы могли посоветовать В.Ющенко в сегодняшней ситуации?

— Я говорил о стратегии, о долгосрочных направлениях деятельности. И это не сглаживает моей оценки деятельности Нацбанка. Безусловно, важно поддерживать валютные резервы, что является основой стабильности национальной валюты. Но Нацбанк не просчитывает негативных последствий: сегодня крайне затруднена конвертация валютных средств для ввоза в Украину тех же нефтепродуктов, без чего рынок не может наполниться. И В.Ющенко тут занимал несколько деструктивную позицию, настаивая на том, чтобы сначала наполнить рынок нефтепродуктами, снизить на них цены, а уже потом думать о том, что делать с гривней. Но как наполнить, когда нельзя оплатить контракты? Сегодня состоялось совещание у премьер-министра, в котором принимал участие и В.Ющенко, и мы договорились, что стабилизация обстановки возможна только на основе скоординированных действий Нацбанка и правительства. Будут в первую очередь использованы рыночные методы с элементами административного воздействия. Позиция Нацбанка при этом немножко изменилась — мы пришли к компромисному решению о том, что снижение уровня розничных цен на нефтепродукты, для чего необходимо насытить рынок, зависит от условий, созданных для коммерческих структур, работающих на этом рынке. Необходимо, в том числе и на уровне Нацбанка, отбросить все заслоны, создать эффективные механизмы валютного регулирования, конвертации и продажи валюты, оплаты контрактов.

— Благодаря этой договоренности курс доллара несколько снизится?

— Если запустить в действие пакет разрабатываемых мероприятий, и они будут выполнены именно так, системно и согласованно, то это положительно отразится и на ценах нефтепродуктов, и на снижении темпов девальвации гривны. Эти вопросы будут обсуждены во вторник на заседании Кабмина, где намечается также принять заявление Нацбанка и правительства. Нацбанк должен и будет делать продуманные и взвешенные шаги навстречу. Нельзя забывать о социальном факторе: девальвация гривны стимулирует и инфляцию, и рост розничных цен. Это будет болезненный удар по уровню жизни людей, и эти факторы не должны выходить из зоны внимания Нацбанка.

— Вы вступаете во власть в очень сложный период, когда вследствие допущенных правительством просчетов оно висит буквально на волоске. В сентябре атаки на него возобновятся и могут завершиться отставкой. Не потому ли вы пока оставили за собой пост президента УСПП?

— Нет, конечно. Когда мы говорим о власти, то речь уже идет не о судьбе правительства. Согласно Конституции новоизбранный Президент будет формировать новое правительство, а старое уйдет в отставку. Но согласитесь: несмотря на все предвыборные страсти и интересы соревнующихся сторон, ни сегодня, ни завтра нельзя приносить экономику в жертву политическим дискуссиям. Правительство должно стабильно и плодотворно работать. И я очень надеюсь, что это понимают все, и нам удастся не допустить в сентябре отставки правительства. Ведь приставка «исполняющий обязанности» не может быть стимулом для эффективной работы. Это опасно для Украины.

Что касается моей роли в УСПП, то в ближайшее время соберется правление. Будет рассмотрен и мой статус. Видимо, какой-то период я буду оставаться президентом. Тем более, что освобождение с этого поста возможно только по решению съезда.

— Вы только что вернулись из поездки по шахтерским регионам, где призывали горняков к компромиссам. Отдаете ли вы себе отчет в том, что каждый из них ежедневно так тяжело трудится и так сильно рискует, что может просто не дожить до осуществления этого компромисса?

— Работа шахтеров, действительно, тяжелейшая. А цена угля очень высока. А когда речь идет о человеческой жизни, то тут не с чем и сопоставить. Однако эффективность решения шахтерских проблем может быть обеспечена лишь глубоким системным и комплексным подходом, осуществлением государственной программы. Сегодня в Украине только четыре шахты рентабельны. Так что дело тут не только в госдотациях или инвестициях, а в структурных реформах в этой отрасли. Речь идет о судьбах сотен тысяч людей. И только долгосрочные государственные программы могут дать нашим горнякам и их семьям уверенность в будущем. Естественно, при этом нельзя уходить и от текущих проблем — задолженностей государства и шахт по зарплатам, регрессам. Мы будем их решать на уровне каждого конкретного человека, в первую очередь, через повышение конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли в целом.

— Анатолий Кириллович, считаете ли вы надежным тылом НДП — партию, которую в последнее время очень сильно потеснила другая пропрезидентская команда — СДПУ(о)?

— В принципе, это проблема не только НДП. Политическая структуризация нашего общества еще не завершена. Сегодня это наш серьезный недостаток. Влияние так называемой правительственной партии на решения, принимаемые на государственном уровне, откровенно говоря, незначительно. Это — наш недостаток. Он связан с тем, что в стране не создан мощный средний класс. Когда это произойдет, то сформируются и соответствующие политические силы, которые смогут бороться за власть конституционным путем, беря на себя ответственность за положение в стране в случае победы на выборах. Поэтому сегодня, скажем прямо, политическая структуризация, которая не опирается на реальные социально-экономические рыночные реформы, оказывает лишь небольшое влияние, в том числе и на кадровую политику.

Вел интервью Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ