Последнее сомнение, несмотря на доброжелательность, может послужить причиной «военных действий» между главой государства и парламентариями. В результате давно ожидающее своей очереди решение может быть похоронено.
Попробуем примирить стороны с помощью экономического исследования. Итак, в соответствии с данным указом, за каждый процентный пункт снижения против фиксированного базового уровня реализации продукции по бартерным соглашениям сумма начисленного налога предприятия на прибыль уменьшается на 1 процент. Сэкономленное при налогообложении направляется на пополнение собственных оборотных средств. В случае превышения фиксированного базового уровня предприятие должно заплатить в бюджет штраф в размере 20 процентов стоимости продукции, реализованной сверх этого уровня. На предприятия с фактическим уровнем ниже фиксированной базовой величины бартера положение о штрафе в 20% не распространяется.
Средний по стране размер бартера — 41,6%. Для расчета примем за базу — 40%.
Средний в сфере производства уровень рентабельности — 4,8%.
Исходя из этих показателей, рассчитаем, сколько предприятие выигрывает и сколько проигрывает при изменении среднего размера бартера на 1 процентный пункт. Путем простого экономического моделирования, приведенного к единице оборота, несложно рассчитать, что при фактическом показателе, меньшем на 1 процентный пункт базы (то есть, 39%), выгода предприятия составит 0,00038 части всего оборота. При фактическом показателе, превышающем базу на 1 пункт (то есть, 41%), потери составят 0,002 части оборота. Таким образом, при одинаковом абсолютном изменении показателя доли бартера относительно базовой величины потери будут превышать выигрыш в 5,3 раза (0,002:0,00038). Ничего, нормально, по-советски.
Если такой расклад цифр кому-то не нравится, то и тут есть выход. Указ можно обойти точно так же, как обходили и продолжают обходить законы Украины. Для этого подпадающему под рассматриваемый указ предприятию необходимо создать дочернее предприятие, обладающее всеми правами юридического лица. В этом нет никакого нарушения законодательства Украины. На вновь созданное предприятие указ не будет распространяться. Основное предприятие сможет снизить свои показатели бартеризации и, соответственно, процент налога на прибыль. А дочернее будет заниматься бартером точно так же, как это делало основное. Работники дочернего предприятия могут вообще не выезжать из своих старых кабинетов, сменив на дверях только вывески.
Можно было бы разработать и другие варианты обхода указа, да жаба давит. Думается, что народные депутаты также пожалеют тратить свои усилия на бесплодную пикировку с Президентом, уповая на быструю кончину (всего-то полгода) экспериментального указа. Надо быть философом: многое на этом свете имеет свое начало и свой конец.