В кризисные времена почти каждая отрасль претерпевает вынужденную трансформацию. Иногда эти изменения сами представители отрасли считают позитивными, иногда говорят только об их пользе в далеком будущем. К сожалению, часто приходится считать и убытки. «Сладкая» отрасль и до кризиса находилась не в наилучшем состоянии. А что же ожидает пчеловодство в этом году? На это опрошенные «Днем» эксперты имеют различные взгляды.
К началу пчеловодческого сезона все подходят оптимистически — зимовка прошла нормально, без экстремальных обстоятельств и существенных потерь, констатируют пчеловоды. Однако редактор специализированного интернет-издания «Бджільництво в Україні» и пасечник со стажем Юрий Мирный побаивается неудачного с точки зрения пчеловодства лета: «Я допускаю, что может сработать правило «много пчел — мало меда». Такое бывает, когда удачная зимовка, но неудачное лето.
А пчел в нашей стране действительно много, констатируют пасечники. «По количеству пчел на единицу площади мы, по-видимому, на первом месте в мире. Поэтому и не стоит удивляться, что имеем так много меда. При таком уровне его производства цены всегда будут низкими, следовательно, стоит менять ассортимент продукции пасеки — производить не только мед, а и другие не менее ценные продукты пчеловодства — пчелиное обножье, прополис, пергу, маточное молочко», — рассказывает «Дню» председатель Полтавской областной организации «Бджола та людина» Юрий Сенчук.
«Украина входит в пятерку стран — наибольших производителей меда. Вместе с тем, следует отметить, что этот показатель мог бы, конечно, быть высоким, но если бы у нас были мобильные пасеки, которые могли бы кочевать на 300—500 км. А таких пасек у нас единицы, — идет речь в Программе развития отрасли пчеловодства в Украине до 2011 года, которая была принята еще в 2005 году. — Но увеличение медовой продукции нуждается и в соответствующем ее экспорте. В Украине рынок организованного сбыта продукции пчеловодства не действует. В силу этих обстоятельств пасечники мало заинтересованы в увеличении объемов. Потенциальные возможности этих направлений производства нынче реализуются на 10—15%».
Именно проблемы реализации сегодня больше всего беспокоят работников медовой отрасли. «Так сложилось, что после распада СССР мед стал продуктом, который подорожал меньше всего. А засилье импортных шоколадок и жвачек привели к тому, что малыши почти не знают вкуса меда. Хотя именно вкус тех вещей, которые мы попробовали в детстве, остается на всю жизнь, — говорит Юрий Сенчук. — Мед сегодня покупают чаще всего пенсионеры, зато молодых мам около меда почти не видно — их дети не знают меда и не хотят его». Доказательством этого, уверен пасечник, служит личное наблюдение: ежегодно он отвозит в одну школу бидон меда. Однако работники столовой говорят, что булочки со сгущенным молоком дети едят охотно, а с медом — не хотят.
Выходит, что нехватка потребителей приводит к значительному избытку меда на рынке, ведь доля продукта, поставляемая иностранным потребителям, слишком низка.
Однако Юрий Мирный отмечает, что импортированные «валютные» товары значительно подорожали, а это может заставить украинцев обратить внимание на более дешевые аналоги отечественного производства. А мед принадлежит к наиболее чистым и сравнительно дешевым продуктам. «Так же и с лекарствами — их сегодня или просто нет, или они дорогие. И люди вспоминают о существовании продуктов пчеловодства, которые являются реальным источником здоровья и содержат только естественные компоненты», — утверждает Мирный. Те пасечники, которые это уже предусмотрели, переходят с производства меда на другие продукты пчеловодства.
Другой вариант влияния кризиса на отрасль видит пасечник Юрий Сенчук. По его мнению, трудные времена увеличат количество желающих приобрести хотя бы несколько ульев и тем самым подзаработать копейку. А увеличение игроков на рынке будет ухудшать и так не лучшую реализацию этого товара. Хотя, как отмечают эксперты, конкуренция сегодня существует только по меду, рынок других продуктов пчеловодства остается незаполненным.
Какими бы ни были прогнозы различных специалистов, они единогласны в том, что действия государства относительно отрасли полностью отсутствуют. «Сейчас государство бьется над вопросом, как наполнить бюджет. Возьмите и создайте условия для продажи меда за границу — это практически ничего не будет стоить, а прибыли будут исчисляться миллионами долларов», — убежден Мирный. Однако пока государство не спешит помогать в экспорте отечественного товара, пасечники советуют украинцам не тянуть время и наслаждаться дешевым и полезным медом.