Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антимонопольный комитет и бензиновое «дежавю»

Эксперты «Дня» — о неадекватной реакции владельцев украинских АЗС на рекордное падение мировых цен на нефть
7 октября, 2015 - 12:04
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Антимонопольный комитет Украины видит признаки завышения цен на нефтепродукты. Об этом сообщил руководитель ведомства Юрий Терентьев. «Связано это с антиконкурентными действиями субъектов или нет -выясняем... Анализируем аргументы всех сторон», — объяснил он.

Пока ситуацию изучают специалисты АМКУ, операторы рынка нефтепродуктов (ПИИ «АМИК Украина», ПАО «КЛО», ПП «ОККО нефтепродукт», ООО «ВОГ Ритейл», ООО «Альянс Холдинг», СП ООО «Кершер», ПАО «Укрнафта», ООО «Веста Сервис», ООО ПТФ «Авиас», ООО «Бел Оил», ООО «БРСМ-Нафта» и ПАТ «SOCAR Energy  Ukraine») получили от Комитета обязательные к рассмотрению рекомендации. По словам Терентьева, ответы компаний показали, что большинство из них  считает свои цены «обоснованными рыночными факторами». Однако владельцы АЗС  на этих выходных таки снизили стоимость горючего  в среднем  на 50 копеек на литре по всей стране.

Будут ли открыты дела против конкретных компаний, станет понятно после изучения АМКУ рынка. Напомним, что в АМКУ есть еще незакрытые расследования относительно стоимости горючего, инициированные в феврале 2015 года. По данным пресс-службы ведомства, результаты всех этих дел, скорее всего, объединят и объявят  одновременно.  Тем временем, «День» спросил у экспертов рынка, видят  ли они  основания для удешевления горючего?

КОММЕНТАРИИ

У УКРНАФТЫ «ИММУНИТЕТ»?

Юрий СОЛОВЕЙ, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам экономической политики:

— Еще несколько месяцев назад я обращался  к новому руководителю АМКУ с требованием проверить деятельность 12 ритейлеров нефтяного рынка с целью установления реальных цен на нефтепродукты. Ведь по сравнению с августом 2014 года цена нефти на бирже «Плац» упала приблизительно на 50%, в то время как на украинских АЗС этого не видно. Реагируя на это, АМКУ разослал рекомендации участникам рынка. И вот сейчас мы получили снижение на 50 копеек на литре горючего. Но это неадекватная реакция операторов на такое рекордное падение мировых цен на нефть. Маржа, которая имеется в области нефтепродуктов, превышает  часто  30  и даже 50%. Вот где поле для деятельности АМКУ, оно очень широкое. Кроме того, в Украине есть практически монополист в области добычи нефтепродуктов. Это — «Укрнафта». Ее деятельность почему-то и не попадает в поле зрения Антимонопольного комитета,  как и тарифы на топливо на АЗС этой компании. Это — серьезная недоработка.  Если  АМКУ хочет навести порядок с ценами на рынке горючего, то его меры должны быть более радикальными. Как заместитель председателя комитета я буду инициировать на ближайших заседаниях промежуточный отчет руководителя АМКУ относительно наведения порядка на пяти основных  рынках — нефти, газа, электроэнергии, авиасообщений и продуктов питания.

«РЫНОК И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛОМ ДЕФОРМИРОВАНЫ БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ КОНТРАФАКТА»

Сергей КУЮН, эксперт нефтяного рынка:

— У меня ощущение дежавю: в вопросах цены на горючее нынешняя власть повторяет схему реагирования предшественников. Сначала премьер заявляет о завышенной цене, потом АМКУ включается с критикой и дает рекомендации, проводится круглый стол,  и все остается как и было. Так и на этот раз: пока только пустые разговоры. Результата нет, потому что у власти отсутствует понимание причин таких событий. Нынешние ценовые перекосы возникают, потому что рынок и ценообразование в целом деформированы большой долей теневой нефтепродукции. Сегодня доля контрафактного и контрабандного бензина в Украине составляет  25%! Торговцы фальсификатом забирают себе потребителя, который в условиях экономического кризиса и снижения платежеспособности считает каждую копейку, поэтому  курсирует в сторону дешевого и некачественного бензина. А добросовестные сети, которые платят все налоги, теряют объемы продаж и вынуждены удерживать более высокие цены,  чтобы оплатить  постоянные расходы, такие как зарплата,  налоги... Следовательно, увеличивается торговая наценка на один литр бензина. Раньше АЗС должна была продать четыре тысячи литров горючего в день, чтобы выходить на производственный «нуль». В этом году продажи упали на 30%, то есть в среднем реализуется 3,5 тысяч литров.

В стоимости одного литра горючего  40-45% занимает нефть,  40% — налоги (акциз и НДС) и 10—15% маржа при розничной торговле. Поэтому АЗС — это низкомаржинальный бизнес.

Претензии у АМКУ возникают к легальным компаниям, к которым по сути нет вопросов по налогам и качеству продукции. А торговцы «бодягой» держат низкие цены, и к ним никаких замечаний. Это нонсенс. АМКУ нужно заниматься вопросом образования низких цен. В Европе на всех АЗС цены одинаковые, а у нас разница между отдельными сетями 15%. Поэтому в первую очередь нужно ликвидировать теневой сегмент и контрабанду, создать равные условия и понятную  ценовую политику. Следует уровнять  правила игры.

«ТРИ ВОПРОСА К АМКУ»

Сергей САПЕГИН, директор Научно-технического центра «Психея»

— Первое — почему Комитет вдруг решил выполнять устные распоряжения премьера по вопросам ценообразования? Второе — почему он начал это делать в период, когда цены в гривне начали снижаться? Третье — почему посчитали снижение цен в долларах, а изменение стоимости в гривне? Кстати, в долларовом эквиваленте цена нефтепродуктов в Украине снизилась больше, чем в  Европе. Ни на один из этих вопросов нет ответа. Кроме того, оценки АМКУ  проведены на основании устаревших методик, с момента их утверждения прошло уже 15 лет. За это время на рынке произошли изменения: появились новые товарные позиции  бензина с разным октановым числом.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ