Назначенное на начало этой недели собрание акционеров «Укртатнафты» не состоялось из-за отсутствия кворума. В нем не приняли участие российские акционеры. Накануне российская «Татнефть» заявила о намерении подать в суд на Украину за нарушение международного соглашения о защите инвестиций. Судебное разбирательство в международных судах может иметь для Украины серьезные последствия.
О намерении воздержатся от участия в собрании акционеров российские акционеры заявили заранее. Они подчеркивали, что считают невозможным принимать участие в собрании, когда ситуация на предприятии находится вне правового поля.
Срыв собрания не позволил де-юре оформить захват «Укртатнафты» и узаконить ныне действующий на предприятии менеджмент, выступающий в интересах группы «Приват». Напомним, что 19 октября представители охранной фирмы «Бука» (Днепропетровск) штурмовали здание заводоуправления ЗАО «Укртатнафта» и провели в кабинет руководителя Павла Овчаренко. Он предварительно сумел заручиться решением Сумского апелляционного суда о своем восстановлении в должности, которое было проведено с нарушениями законодательства и процессуальных норм. Никто из крупных акционеров и руководителей предприятия даже не был уведомлен о судебном заседании.
Напомним, что Овчаренко был уволен с этой должности три года назад, по инициативе главы наблюдательного совета «Укртатнафты», вице-премьер-министра Республики Татарстан Равиля Муратова и тогдашнего председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Бойко на законных основаниях. После отставки Овчаренко председателем правления «Укртатнафты» был назначен Серегей Глушко, кандидатура которого устроила основного украинского акционера компании — НАК «Нафтогаз Украины», а также российских акционеров.
Однако, к началу 2006 года ситуация на «Укртатнафте» кардинально изменилась. В октябре 2006 года возглавивший к тому времени Минтопэнерго Юрий Бойко обратился к Глушко за помощью в переработке нефти, поставляемой «УкрГазЭнерго» на невыгодных для Кременчугского НПЗ условиях, Глушко был вынужден отказать ему. С тех пор начался затяжной конфликт между главой Минтопэнерго Юрием Бойко — с одной стороны, и российскими акционерами и менеджментом предприятия — с другой.
В мае в конфликт вмешалась группа «Приват» предпринимателя Игоря Коломойского. Через компанию «Корсан» он является миноритарным акционером «Укртатнафты» (1,2% акций). Представители группы провели рейдерскую атаку на предприятие — списали 18,6% акций со счетов компаний Am Ruz и Sea Group в пользу НАК «Нафтогаз Украины».
В результате судебного разбирательства инициированного Минтопэнерго, украинские суды вынесли решение о применении односторонних (ex parte) «обеспечительных мер», распорядившись передать акции, принадлежавшие Am Ruz и Sea Group «на хранение» компании «Нафтогаз». Это решение, вынесенное в нарушение украинского законодательства, фактически позволило «Нафтогазу» полностью завладеть этими акциями. В результате он получил возможность распоряжаться контрольным пакетом акций «Укртатнафты» и фактически проводить на предприятии любые решения. В сложившихся условиях прямое подчинение государственного «Нафтогаза» Министерству топлива и энергетики фактически обеспечивало Коломойскому большинство при голосовании практически по любому вопросу. И, если бы собрание состоялось, ситуация, сложившаяся в результате силового захвата, была бы «легализована», а полномочия Овчаренко были бы уже подтверждены не сомнительным решением периферийного суда, а большинством акционеров. По сути, рейдеры смогли бы получить прекрасный шанс на длительный срок затянуть судебные разбирательства, что давало им огромную фору и массу времени для контроля над финансовыми потоками не принадлежащего им предприятия.
Именно по этой причине российские акционеры «Укртатнафты» благоразумно «прокатили» собрание. Впрочем, срывом собрания они не ограничились. Неделю назад генеральный директор «Татнефти» Шафгат Тахаутдинов обратился с официальным письмом к Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором напомнил об обязательствах украинского государства по соглашению между правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года. Копии письма также были направлены премьер-министру и министру иностранных дел Украины.
В письме, в частности, указывается, что «Татнефть» существенно ограничена в правах как акционер «Укртатнафты», а также несет значительные убытки в результате серьезных нарушений соглашения о взаимной защите инвестиций (в письме указаны по меньшей мере четыре статьи межправительственного соглашения, которые были нарушены). Кроме того, в конфликте вокруг «Укртатнафты» нарушается ряд положений соглашения между правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и правительством Украины от 10 февраля 1993 года. Эти нарушения могут иметь серьезные последствия уже для украинских властей. Они влекут за собой применение норм международного права уже не только к рейдерам и иным хозяйствующим субъектам, но и к Украине как государству. На эту перспективу недвусмысленно указывает глава «Татнефти», сообщая Президенту Украины, что все дальнейшее переговоры по урегулированию конфликта вокруг «Укртатнафты» с украинскими властями российские акционеры будут вести через своих адвокатов — одну из крупнейших международных юридических фирм Cleary, Gottlieb, Steen&Hamilton.