Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Аргументы на колесах

Частные предприниматели — против введения таксометров
6 сентября, 2004 - 20:26
НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ АВТОПЕРЕВОЗОК НЕОДНОЗНАЧНО ВОСПРИНИМАЮТСЯ ЧАСТНЫМИ ТАКСИСТАМИ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Сегодня, в первый день работы шестой пленарной сессии парламента, Верховную Раду утром будут пикетировать частные таксисты. Как сообщил вчера «Дню» председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик, под эгидой которого проводится эта широкомасштабная предупредительная акция протеста, под стенами парламента соберутся как минимум пять тысяч человек. В конце вчерашнего дня тремя колоннами с Востока, Запада и Юга Украины в Киев должны были прибыть несколько тысяч автомобилей такси с делегатами от регионов. Таким образом таксисты пытаются предотвратить принятие Верховной Радой двух законопроектов — «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (в части предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа в такси) и № 5338 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Принятие этих законопроектов обернется уничтожением частных такси, утверждают организаторы акции. Законопроектами предусмотрено обязательное установление электронных фискальных таксометров — регистраторов расчетных операций в автомобилях, которые осуществляют перевозку пассажиров, и квотирование максимально возможного количества автомобилей, которые имеют право предоставлять услуги. В профсоюзе считают, что предложенные новшества противоречат указу Президента Украины о введении упрощенной системы налогообложения. При этом подчеркивается, что введение фискальных таксометров все равно не увеличит поступлений в бюджет, поскольку все частные таксисты являются частными предпринимателями и выплачивают государству единый налог в фиксированной сумме, которая не зависит от результатов фискального учета. «Мы уверены, что принятие новых законопроектов приведет к монополизации рынка такси; потере рабочих мест десятками тысяч людей; ухудшению качества услуг по перевозке пассажиров; стимулированию коррупции должностных лиц, которые будут заниматься квотированием и контролем; возвращению в «тень» тысяч таксистов и, как результат, к уменьшению поступлений в бюджет. Наконец, все эти факторы приведут, во-первых, к увеличению в среднем на 30% тарифов на перевозку для пассажиров, во-вторых — к нехватке автомобилей такси, особенно в ненастье, праздничные дни и «время пик», — говорится в заявлении профсоюза.

Что касается изменений, которые предусматривается внести законопроектом в Кодекс Украины об административных правонарушениях, то, по мнению таксистов, увеличение размеров штрафов является необоснованным. Те штрафные санкции, которые предлагается применять к перевозчикам, по размерам приближаются к санкциям, которые применяются к лицам, совершившим уголовное преступление, включительно до конфискации частных автомобилей, что является прямым нарушением Конституции Украины. Причем поводом к применению санкций могут стать не определенные законом требования к оснащению автомобиля такси.

Сегодня около 90% таксоперевозок в Украине осуществляют частные таксисты. В стране работают около 100 тысяч частных такси. Благодаря введению упрощенной системы налогообложения, утверждается в заявлении, удалось легализировать деятельность частных предпринимателей-таксистов. Они честно выплачивают налоги. В результате стало возможным обновление за частные средства парка автомобилей, удалось снизить тарифы на перевозку и при этом предоставлять качественно лучшие услуги. Именно это и спасло отрасль таксомоторных перевозок, отмечают профсоюзные лидеры.

Между тем отсутствие прозрачности в законотворчестве и попытка спешно проголосовать эти законопроекты свидетельствуют, как считают в профсоюзе, о попытке лоббирования определенных узких интересов, уничтожения рыночных принципов в таксоперевозках и о намерении сузить этот сегмент рынка и загнать перевозчиков в «стойла» советских таксопарков. А это опять отбросит отрасль частных таксоперевозок на 20 лет назад. Профсоюз готов сесть за стол переговоров. Законы, которые бы комплексно регулировали рынок таксоперевозок, должны быть приняты. Но их подготовка и принятие должны осуществляться прозрачно, с привлечением к обсуждению широкого круга заинтересованных лиц — представителей профсоюза, власти и квалифицированных экспертов.

Тем временем один из авторов законопроектов народный депутат Украины Дмитрий Святаш сообщил «Дню» следующее. Нововведение предоставит клиентам такси основания для защиты своих прав в случае некачественного обслуживания, что, по мнению Д. Святаша, должно дисциплинировать таксистов: «Отмечу, что применение счетчика не повлияет на систему налогообложения «упрощенцев», поскольку показания таксометра не будут служить основанием для начисления дополнительных налогов». Народный депутат напоминает, что любые изменения такого рода зависят только от объема текущего оборота, а превышение предельной суммы при работе такси практически не реально.

Что касается второго законопроекта, то Д. Святаш пообещал, что после принятия его в первом чтении будут рассмотрены и учтены все варианты исправлений и изменений, которые поступят в профильный комитет Верховной Рады от субъектов законодательной инициативы и общественных организаций предпринимателей. Пока что, отметил автор законопроекта, ни одна общественная организация или орган исполнительной власти к нему не обращались.

Одновременно акции протеста будут проходить и в регионах. Ожидается, что в столицу из Луганской области выедут 50 автомобилей такси. 7 сентября с 9 до 12 часов таксисты, которые поддерживают акцию протеста, не будут принимать заказы, а автомобили будут ездить с включенными фарами. Из 13-ти зарегистрированных в Луганске предприятий такси, в акции примут участие 11. Как сообщил Восточноукраинскому информагентству cxid.info председатель Луганского областного отделения профсоюза таксистов Украины Николай Девицкий, общая сумма затрат таксистов на получение необходимых разрешений и установку таксометра составит 400—450 долларов. «Это вынудит перевозчиков увеличить тарифы на перевозки, и треть клиентов будет потеряна», — убежден Н. Девицкий.

Однако не все луганские компании, занимающиеся перевозкой пассажиров, поддержат акцию протеста таксистов, сообщает Елена ПРИВЕН. Так, директор компании «Вукс» Сергей Дудин заявил, что возглавляемое им предприятие продолжит работу в обычном режиме. «Таксисты, которые протестуют против принятия Верховной Радой законопроектов, касающихся упорядочения работы предпринимателей-таксистов, просто не хотят платить налоги», — заявил г-н Дудин. По его мнению, готовящиеся законопроекты давно назрели, и их принятие позволит упорядочить перевозки пассажиров таксистами. Принятие этих законопроектов, по мнению Сергея Дудина, защитит и потребителей услуг. «Пассажиры будут только в выигрыше, так как будут платить столько, сколько покажет счетчик, а не столько, сколько придумает водитель», — отметил С. Дудин. Наличие таксометров, по его словам, не скажется на уменьшении количества клиентов. «До 1995 года все такси работали по таксометрам, и их услугами пользовались! Это нормальная форма работы», — отметил Дудин. Он также выразил уверенность в том, что протестуют те, кто не хочет платить налоги и чей автомобиль не отвечает требованиям, предъявляемым к техническим средствам для перевозки пассажиров.

Между тем у луганчан также накопилось много претензий к работе такси, в частности, пассажиры сетуют на обман при расчетах, недостоверное информирование о тарифах и оплате за поездку по маршруту, неудовлетворительную работу диспетчеров, их грубость. Об этом свидетельствуют в том числе и обращения луганчан к городскому голове Евгению Бурлаченко с просьбой навести порядок в работе такси.

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ