Сегодня автомобиль уже не роскошь, а средство передвижения. Но, похоже, для среднего класса автомобиль может вскоре переместиться снова в раздел роскоши, в первую очередь — из-за возможного активного роста кредитной ставки на автомобиль. Эксперты прогнозируют, что 25% годовых до конца года вполне могут стать реальностью.
Расстаться с дополнительными финансами придется не только тем, кто планирует взять кредит, но и тем, кто взял его давно. Дело в том, что банк имеет право пересмотреть кредит — такая норма указана в большинстве контрактов. Вариантов будет два — погасить долг в сжатые сроки или же ежемесячно платить больше. Если брать во внимание, что кредиты на авто берут как раз те, кто не может сразу выложить немалую сумму за автомобиль, то второй вариант более реален.
«День» узнал у банков и автодилеров, с чем связан такой рост процентной ставки на кредит на автомобили, насколько реален прогноз в 25% годовых и как это может повлиять на автомобильный рынок в Украине.
Виктория МОРГАЛЕНКО, руководитель отдела маркетинга и рекламы ЗАО «Прага Авто»:
— Я думаю, рост процентной ставки на автомобили связан с нехваткой наличных у банков и аккумуляцией средств в Национальном банке Украины.
Рост кредитных ставок на автомобили может повлиять, в первую очередь, на «народные» марки, где традиционно высок процент кредитных сделок на покупку авто. Если будет еще более значительный рост, авторынок Украины опять может ожидать стагнация, как в мае этого года. Однако некоторые автосалоны уже сейчас идут на такие уловки, как снижение кредитной ставки банка с одновременной завуалированной завышенной ставкой страхования кредитного авто. Клиенты, покупая в кредит по хорошей ставке, даже не догадываются, где их «кидают», когда предлагают ставки ниже депозитных ставок банка.
Что касается нашей сети, то у нас может сместиться соотношение 100%-ной покупки и покупки в кредит в пользу второго. Сейчас эти цифры у нас балансируют на уровне 50/50. И в целом может ожидаться снижение темпов продаж, но не более, чем на 10—15%, так как наша компания будет находить другие варианты продажи не со 100%-ной оплатой, например, в лизинг, где задействованы относительно дешевые европейские кредитные ресурсы.
Марина ЦЫМБАЛ, PR-менеджер компании «АТЛАНТ-М Китайские автомобили»:
— На данный момент наблюдается не только рост кредитных ставок, но и ужесточение условий оформления кредита. Многие автомобили среднего класса, так называемые бюджетные автомобили, покупаются в кредит. У некоторых дилеров доля купленных автомобилей в кредит может достигать 60%. Львиная доля общих продаж автомобилей на рынке Украины приходится именно на средний сегмент. Поэтому, если возникнут проблемы с оформлением кредитов или условия будут неприемлемые, то продажи могут упасть. Скорее, на решение потребителя будут оказывать влияние даже не столько кредитная ставка, сколько первоначальный взнос и возможность оформления кредита.
Это, скорее всего, отголосок мирового финансового кризиса. Рост процентной ставки и ужесточение условий оформления кредита наблюдается не только на автомобили, но на все товары.
Что касается нашей сети, то тут трудно прогнозировать. В предыдущем месяце 60% наших автомобилей были оформлены в кредит. Если будут проблемы с оформлением кредитов, то это может отразится на общих продажах.
Евгений ДЕМЬЯНОВ, заместитель директора Департамента частного банкинга Райффайзен Банка Аваль:
— На рынке наблюдается тенденция повышения процентных ставок по депозитам, что влечет за собой повышение ставок и по кредитам. Поэтому при сохранении темпа роста ставок по депозитам ставки по кредитам также будут повышаться.
Изменения процентных ставок будут вызваны исключительно тенденциями рынка, который прогнозировать довольно сложно в связи со сложившийся ситуацией на рынке и в экономике Украины.
Антон ШАПЕРЕНКОВ, начальник Департамента розницы VAB Банка:
— На наш взгляд, предпосылок для роста процентных ставок по автокредитам в национальной валюте нет. Рост ставок в этом разрезе возможен в случае роста процентных ставок по рынку в целом, что в свою очередь затронет ипотечное кредитование, автокредиты и даже банковые кредиты.
Скорее всего, процентные ставки по автокредитам в национальной валюте останутся на прежнем уровне. Небольшой рост возможен к концу года, когда будет определенный дефицит ресурсов и в целях ограничения спроса банки могут пойти на небольшое повышение.
Возможный рост процентных ставок по автокредитам в национальной валюте никоим образом не повлечет роста ставок в других валютах. О взаимосвязи здесь и речи быть не может. Предпосылками для роста ставок по автокредитам в иностранной валюте может быть скорее дефицит иностранной валюты на рынке, нежели?рост ставок в национальной валюте.
Если смотреть на структуру выдачи автокредитов, то больше всего кредитов берут в иностранной валюте. Например, портфель автокредитов в нашем банке на 80% состоит из автокредитов в иностранной валюте и только на 20% — в гривне. Исходя из этого, большинство клиентов, у которых автокредит в иностранной валюте, не ощутят на себе роста процентных ставок.