Попытки правительства ограничить колебание цен на нефтепродукты наталкиваются на апелляции участников данного рынка. Напомним, что в письме в адрес Кабмина от 25 августа текущего года Минэкономики предлагает новый механизм ценообразования на рынке нефтепродуктов, а также отдельно рассчитывать цены на импортные и отечественные нефтепродукты. Т.е. на импортные нефтепродукты внедрить минимальные цены, а на отечественные — максимальные.
Бизнес же на государственное регулирование реагирует, как черт на ладан, и всячески доказывает его вредность и разрушительный риск для рыночного механизма. Мотивы, которые побуждали министерство к таким действиям, нефтяникам непонятны, ведь, как они заявляют, это «самый прозрачный бизнес» в Украине. Мол, где еще можно увидеть «магазин», возле которого на огромном стенде висит цена продукта, который он продает.
Однако Минэкономики имеет сомнения относительно прозрачности ценообразования в данной отрасли. Министр экономики Богдан Данилишин сообщил, что на сегодня, по имеющимися в министерстве данным, из проверенных на предмет установления цен 132 хозяйствующих субъектов, работающих на розничном рынке нефтепродуктов, почти у 120 было обнаружено безосновательное завышение розничных цен на бензин и дизельное топливо.
Тем временем генеральный директор «Укрнафтохімпереробки» Владимир Емелин сомневается в приведенных данных. Ведь, как он утверждает, примеров применения штрафных санкций к нефтетрейдерам за сверхприбыли в Украине за последний период нет. «Сегодня сверхприбылей не существует в розничном бизнесе нефтепродуктов. Отрасль едва сводит концы с концами», — сокрушается Емелин. А возможность значительной разницы в цене нефтетрейдеров он объясняет так: «У кого-то кредитная нагрузка присутствует. А у кого-то нефть в четыре раза дешевле».
А вот директору Консалтинговой группы А-95 Сергею Куюну вообще непонятно, что такое завышенная цена в рознице нефтетоплива. «Завышенная по сравнению с чем?» — спрашивает он. К тому же, если государство начнет определять оптимальный уровень наценки на нефтепродукты, то существует риск перекоса рынка, указывает Куюн.
Напомним, что регулирование цены на бензин в Украине было использовано в 2004 году, когда ограничивалась стоимость бензина А-95 до 2,99 гривни. Тогда цена за тонну нефти составляла 200 дол. После повышения цены до 300 дол. правительство продолжал удерживать цену на отметке 2,99. И, как следствие, рынок наполнился некачественным бензином, исчез импорт, заморозились все инвестиционные программы. В 2005 году Минэкономики разрабатывает методики определения оптимальной цены на топливо. В результате — импорт нефтепродуктов достиг нулевого уровня.
Опираясь на горький опыт, участники рынка розничной торговли нефтепродуктов приводят аргументы против государственного регулирования. Во-первых, рынок переполнится некачественными продуктами. Во-вторых, нефтетрейдеры перейдут на работу «с колес», т.е. все, что покупается, — продается. И нет никакого резервного запаса, что неминуемо приведет к дефициту. В-третьих, остановятся все инвестиционные проекты. Если государство начнет устанавливать цены на нефтепродукты, то придется либо отказаться от бизнеса, либо фиксировать убытки, — заявляет Сергей Куюн.
Однако факт остается фактом — цены на бензин в Украине очень высокие. Да еще и значительно выросли за последний период. И потребители возмущены такой динамикой. Ведь цена барреля нефти снизилась до отметки 70 дол. «Нефть никогда не может быть стартовой точкой для розницы», — объясняет ошибочность недовольства Владимира Емелина. Эксперт приводит такой пример: когда цена за баррель нефти составляла 140 дол., то бензин стоил 6,70 гривни за литр марки А-95. Если цена на нефть упала вдвое, то по логике вещей — бензин также должен подешеветь в два раза. Но такие законы логики в розничном бизнесе нефтепродуктов не действуют. К тому же в Украине цены на бензин связаны с валютным курсом. Прямая зависимость: при росте доллара на 0,50 гривни цена на бензин растет на 0,30 — 0,35 гривни.
Розничные цены на нефтепродукты отвечают европейским тенденциям. И как мы видим, стремятся к европейскому рынку. Только вот в Европе в состав цены на нефтепродукт входят высокие налоги на высокие социальные платежи, а в Украине — чьи-то сверхприбыли. Динамика стоимости бензина в рознице одинаковая и в Украине, и в других государствах, — уверяет Емелин. «Иногда нефтетрейдеры позволяют себе немного перебрать. Но это скорее единичные случаи, а не система», — отмечает он. Возможность такого «перебора» в цене эксперты объясняют отставанием во времени попадания нефтепродукта к потребителю в Украине. И за этот период появляется возможность «поиграть» на цене.
Тем не менее транспорт на месте не стоит и заправляться ему нужно. Какой стоимости бензин будут заливать в бак автомобилисты в октябре? Ответ на этот вопрос не знает никто. Однако Владимир Емелин попробовал предположить, что при устоявшейся цене на нефть в размере 70 дол. за баррель и при курсе 8,50 гривни за доллар, топливо может подешеветь на 10 — 15 копеек.