Противостояние с «тенью», о котором так давно и безрезультатно говорят в Украине, похоже, все-таки выходит на финишную прямую. Правда, и сегодня еще неизвестно, когда и чем закончится этот бой. Ясно лишь одно: вслед за странами Европейского союза Украина намерена решительно сокращать сферу обращения наличных денег и всячески стимулировать безналичные платежи за товары. Многое зависит от того, каким будет сопротивление теневого сектора, обладающего огромными ресурсами и возможностями. Поэтому власть, видимо, не собирается идти напролом. В законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (о функционировании платежных систем и развитии безналичных расчетов), принятом в первом чтении месяц тому назад с подачи Нацбанка Украины, регулятор лишь допускает возможность введения ограничений на хождение кэша в Украине. Директор департамента информационных технологий и платежных систем НБУ Наталья Синявская обращает внимание на то, что «сейчас ограничений нет, и этот законопроект также не вводит такого ограничения — он лишь говорит о том, что это можно будет сделать».
Иными словами, законопроект зажигает перед наличкой красный свет, а перед безналичными денежными отношениями открывает зеленый. Но не сейчас. Пока и перед населением, и перед банками горит желтый — стоять и готовиться к движению. По словам директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елены Щербаковой, «исторически у нас очень высокая доля расчетов в наличных. Нельзя быстро отрубить и сказать, что делаем теперь только так. Нужно создать культуру, а затем двигать этот продукт дальше». В частности, Щербакова опровергла информацию, фигурировавшую в некоторых СМИ, о том, что в Украине порогом для наличных расчетов станут 20 тысяч гривен. «Ни о каких суммах речь не идет — этот вопрос даже не выносился на обсуждение правления (НБУ. — Авт.)», — говорит директор департамента.
Однако можно не сомневаться, что на государственно-политическом уровне главная причина неспешного решения этого вопроса отнюдь не в культуре — вскоре выборы. И кто же станет вводить в этот период нововведения, способные затронуть, а то и ущемить интересы по меньшей мере 30—40%, а то и 50% населения страны?
Между тем, в странах Евросоюза, где финансовые системы трещат под напором глобального кризиса, вынуждены действовать в этом направлении без оглядки на политику. Так, в этом году Италия ввела запрет на оплату наличными покупок свыше 1000 евро. В Греции, где экономическая ситуация гораздо сложнее, порог разрешенной к оплате налички — 1500 евро, а в Бельгии, столица которой Брюссель является еще и столицей европейской бюрократии, этот запрет зафиксирован на уровне 5000 евро.
Не стоит в стороне от процесса вытеснения налички из финансового оборота даже Россия. Окончательного решения там еще нет, но сумма кэшевого лимита уже названа. Это — 20 тыс. долларов. Сравните: у нас из политических соображений пока что боятся говорить и о сумме в восемь раз меньшей. Напрашивается вывод: дело не только в политике, но еще и в прямых интересах значительной части политического класса, не чуждой различных аспектов теневой экономики. Достаточно напомнить, что еще в 2010 году правительство Украины приняло постановление, обязывающее торговлю, общественное питание и сферу услуг принимать специальные расчетные средства (электронные карточки). Более года назад они должны были стать законными средствами платежа наравне с наличными деньгами во всех городах с населением более 100 тысяч человек (за исключение малого бизнеса), а с начала 2012 года и это исключение убирали. Тем не менее и сегодня, даже в столице, карточки принимают далеко не везде (в некоторых магазинах, включая расположенные на Крещатике, нет не то что банковских терминалов, но и элементарных кассовых аппаратов).
Впрочем, переход от кэша к безналичным расчетам в Украине поддерживается не только центробанком и правительством, но и очень влиятельным сообществом коммерческих банкиров, кровно заинтересованном в том, чтобы все денежные средства, имеющие хождение в стране, вернулись в лоно банковской системы. Так, глава правления «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин спрашивает: «Почему в нашей стране всего лишь 10% экономики платит все 100% налогов?». Ответ, по его данным, именно в расчетах наличными. В результате, например, ликвидность украинских банков составляет всего лишь 40 миллиардов гривен, тогда как у нас в стране их ходит 200 миллиардов. По мнению банкира, с переходом на безналичные расчеты банковская система получит дополнительно 100 миллиардов гривен ликвидности. Тимонькин считает необходимым избавиться от кэша, но в то же время отмечает, что банковская система будет сопротивляться монопольной системе электронных платежей, создаваемой Нацбанком.
Председатель банка «Финансы и кредит» Владимир Хлывнюк называет принципиальное решение о максимальном сокращении наличных расчетов совершенно своевременным и высказывает уверенность в том, что оно будет реализовано. «С точки зрения Нацбанка — это большая победа», — уверен банкир. «Мы наконец-то станем настоящими банками, — говорит он. Характеризуя безналичные расчеты, Хлывнюк отмечает, что это «очень хорошо с точки зрения макроэкономики и с точки зрения микроэконоики — очень удобно». Правда, банкир не очень-то верит, что создающаяся Нацбанком система платежей будет нормально работать: «Через два-три года мы будем понимать, что отстаем от рыночных систем, развивающих себя, инвестирующих, зарабатывающих и работающих более эффективно». Говоря о политической составляющей отказа от наличных расчетов, Хлывнюк обращает внимание на то, что «50% черного рынка в один момент никто в безналичные расчеты не переведет. Ментально к этому наша страна не готова».
Генеральный директор внутригосударственной небанковской платежной системы Украины «ГлобалМани» Александр Тютюн, отвечая на вопрос «Дня», рассказывает: «Сегодня в Европе или России уже никому не нужно доказывать важность стратегии, направленной на развитие национальных платежных систем, потому что это безусловно перспективно и для государства, и для участников рынка финансовых услуг, и для потребителей. Последние заявления представителей Национального банка о приоритетности такого курса в Украине внушают оптимизм. Если же в среде финансистов и присутствует скепсис в отношении развития отечественных платежных систем, это свидетельствует, скорее, о недальновидности и инертности мышления». Создание на государственном уровне должных условий, позволяющих украинским системам конкурировать с международными, по мнению Тютюна, приведет к существенному снижению комиссий за платежи и денежные переводы, что выгодно банкам-участникам платежных систем. И у граждан появится выбор. Только за прошлый год украинцы, работающие за рубежом, перечислили на родину более 7 миллиардов долларов, преимущественно при помощи систем, созданных нерезидентами. В результате сотни миллионов долларов в виде комиссий осели за границей. «Наш анализ показывает, — отмечает Тютюн, — что отечественные платежные системы могут, как минимум, вдвое снизить комиссии, существующие на рынке трансграничных переводов, и обеспечить приток десятков миллионов гривен в бюджет». Специалист удивлен позицией НБУ, где не спешат с выдачей валютных лицензий украинским платежным системам. А ведь речь идет о притоке валюты в страну. Причем не о миллионах, а о сотнях миллионов долларов ежегодно.