Украинскую энергетику снова лихорадит. Указом Президента уволен и. о. председателя правления НАК «Энергетическая компания Украины» (НАК ЭКУ) Сергей Чех. Причины не афишируются, но не вызывает сомнения, что это связано с тем, что ему так и не удалось наладить эффективное управление энергетическими активами, находящимися в собственности государства. Касается это как ряда облэнерго, так и генерирующих компаний.
Впрочем, эта фигура вызывала некоторые вопросы и до назначения руководителем компании. Напомним, наиболее яркие моменты биографии господина Чеха связаны с его деятельностью на посту руководителя ОАО «Днепроблэнерго». Государство ведет затяжную борьбу с акционерами этого предприятия за контроль над ним, в то время как ныне уже экс-руководитель НАК ЭКУ в свое время, по мнению ряда экспертов, приложил немало усилий для вывода «Днепроблэнерго» из- под государственного контроля.
Еще в 2001 году собственники электросетей и подстанций, которые обслуживали население и жилищно- коммунальный комплекс, хотели передать эти мощности в собственность государства. Но руководство облэнерго под всяческими предлогами отказывалось от перехода этих активов в собственность «Днепроблэнерго» (т.е. государства). Вместо этого не без участия структур, имеющих отношение к г-ну Чеху, было создано ООО «Днепроблэнергосервис», которое и приняло на баланс упомянутые объекты энергораспределительных сетей. Некоторое время спустя ООО стало одним из основателей другого закрытого акционерного общества «Центральная энергетическая компания». Именно оно и стало крупнейшим негосударственным собственником электросетей в Днепропетровской области. И теперь «Днепроблэнерго» вынуждено ежемесячно выплачивать ЗАО «Центральная энергетическая компания» за пользование электросетями три миллиона гривен.
Тем не менее, несмотря на отставку Чеха, что было вполне прогнозируемым шагом, направленным на то, чтобы уменьшить риски потери контроля государства над отраслью, ожидать быстрых перемен не приходится. Связано это в первую очередь с позицией руководства министерства, которое отдает предпочтение «ручному» управлению отраслью вопреки неоднократным указаниям руководства страны (Президента и премьера) о необходимости создания прозрачного и эффективного рынка электроэнергии.
Как известно, нынешний министр топлива и энергетики «родом» из «Киевэнерго», и ему, наверное, не просто отделить полномочия министра от симпатий к отдельно взятой компании, которая (и это тоже широко известно) непонятно на каких основаниях пользуется двумя крупнейшими ТЭЦ и теплосетями, которые не подлежат приватизации и должны быть в собственности государства. Общественности было бы также интересно узнать о счетах за пользование названными государственными объектами, которые министр выставляет своей любимой компании, и как она их проплачивает. Известно также, что изобретенная Плачковым и утвержденная непонятно кем схема расчетов «Киевэнерго» за потребленную из энергорынка электроэнергию приносит убытки государству. Для всех схема расчетов состоит в том, что она предусматривает продажу электроэнергии рынку в ночное время (когда она наиболее дешевая), а покупку у него — в светлое, когда тарифы самые высокие. Секрет схемы, эксклюзивно разработанной для «Киевэнерго», состоит в том, что расчет с ГП «Энергорынок» идет не в гривнях, а в киловатт-часах. Таким образом, разница между стоимостью ночной и дневной электроэнергии идет прямиком из государственного кармана в карман «Киевэнерго».
Но вернемся к НАК ЭКУ. Сейчас тут главная интрига заключается в том, кому будет поручено возглавить компанию и насколько эта «новая метла» сможет поменять нынешний стиль государственного управления в отрасли. Задача, прямо скажем, не из легких.
Решать придется множество вопросов. К примеру, как остановить продажу ТЭЦ и малых ГЭС в «Черкассыоблэнерго» и «Винницаоблэнерго». До сих пор остаются в подвешенном состоянии сложные корпоративные конфликты в украинских облэнерго. Несмотря на наличие своих представителей в наблюдательных советах, государство никак не может воспрепятствовать выводу из них денег (и кажется, это никого кроме миноритарных акционеров, по-настоящему не волнует).
Хотя представители государства и занимают 100% мест в наблюдательных советах «Запорожьеоблэнерго» и «Тернопольоблэнерго», никто и не пытается заменить их руководство. Да что там смена — до сих пор даже аудит этих компаний не проведен.
Чем же занимается Плачков? Может, он готовит новую энергетическую стратегию страны, решает проблемы рынка нефтепродуктов с российскими нефтетрейдерами, регулирует вопросы поставок энергоносителей? Увы, этими делами занимаются премьер и Президент. Есть подозрение, что министр в это время продолжает регулировать вопросы родного «Киевэнерго» и государственных компаний. Благо регулировать есть что. Пребывая руководителем киевского энергохолдинга, Иван Васильевич был «ответчиком» во время постоянных конфликтов между «Киевэнерго» и «Нефтегазом Украины» по поводу задержек с оплатой газа. Из-за этого столица время от времени попадала в ситуацию энергокризиса, хотя по уровню оплаты за потребленную электроэнергию постоянно занимала первые места в Украине. Правда, в последнее время газовики по этому поводу помалкивают, что, собственно, и неудивительно — они ведь ныне подчиненные.