Премьер-министр Великобритании Тони Блэр пообещал, что на встрече «большой восьмерки» 6—8 июля в Глениглсе (Шотландия), на которой он будет председательствовать, основное внимание будет уделено двум наиболее важным и долгосрочным глобальным проблемам — бедности в «третьем мире» и глобальному потеплению.
В течение долгого времени эти вопросы, казалось, находились в противоречии друг с другом. Развивающийся мир, что понятно, не хотел жертвовать своим развитием ради глобального общественного блага, особенно в свете того факта, что Соединенные Штаты, богатейшая страна мира, не собираются пожертвовать даже малой толикой своего роскошного образа жизни.
Группа развивающихся государств, новая коалиция стран тропического пояса, возглавляемая Папуа — Новой Гвинеей и Коста-Рикой, выступила сейчас с новаторским предложением, предлагая не только подчиниться ограничениям по выбросам парниковых газов, но и демонстрируя, каким образом это можно сделать так, чтобы содействовать развитию этих стран.
Развивающиеся страны в течение долгого времени обеспечивают жизненно важное глобальное общественное благо: они являются хранителями природных богатств. Их тропические леса — огромный резервуар биоразнообразия, к тому же леса являются крупнейшими поглотителями углерода, сокращая уровень CO2 в атмосфере.
Я работал в Международной экспертной группе по изменениям климата в середине 90-х годов, готовя обзоры по научным данным, касающимся масштаба увеличения выбросов парниковых газов и их экономических и социальных последствий. В то время уже имелись более чем убедительные доказательства существования серьезной проблемы, которая требовала внимания, а данные последующих лет — касающиеся, например, быстрого таяния полярных льдов, — стали мощным подтверждением этого вывода. Почти четверть общего количества выделяемых в атмосферу парниковых газов обусловлена изменением режима землепользования, главным образом вырубкой лесов, и эта величина сравнима с выбросами США от сжигания ископаемого топлива (среди всех стран США вносят наибольший вклад в выбросы парниковых газов).
Сохраняя свои тропические леса, страны этого региона оказывают человечеству неоценимую услугу, за которую они до сих пор не получали никакого вознаграждения. Но, особенно после подписания Киотского протокола, мы можем хотя бы отчасти оценить по достоинству их заслуги в деле защиты окружающей среды: регулирование содержания углекислого газа (если бы они не сохраняли свои леса, концентрация углерода в атмосфере была бы намного выше).
Киотский протокол привел к созданию новых рынков для обмена квотами на выброс углерода, таких, как Европейская схема обмена выбросами (ETS). При нынешних ценах на квоты регулирование содержания углерода в атмосфере тропическими лесами, вероятно, представляет не меньшую, а то и большую ценность, чем вся международная помощь, оказываемая в настоящее время развивающимся странам. Фактически бедные помогают богатым.
Биоразнообразие и стабильность климата — это глобальные общественные блага. Выгоды от их сохранения для мира в целом куда больше, чем выгоды от эксплуатации страны наподобие Папуа — Новой Гвинеи (ПНГ). Правительство ПНГ хотело бы сделать правильный выбор — сохранить свое естественное богатство для будущих поколений. Но официальные лица полагают, что в настоящее время у них нет выбора.
В Киото (по различным причинам) была допущена огромная ошибка. Хотя страны могут получать вознаграждение за высаживание лесов, они не могут получать его за предотвращение вырубки лесов. Страны наподобие ПНГ, таким образом, получили бы двойную выгоду, если бы сначала срубили свои вековые лиственные деревья, а затем высадили их вновь. Но в этом нет ни экономического, ни социального смысла. Эти страны нужно стимулировать к сохранению своих лесов. (Как всегда, необходимо разрешить ряд технических вопросов, касающихся мониторинга и измерения, но при помощи современных технологий сделать это легко.) Как минимум, на рынках наподобие ETS необходимо засчитывать сокращение выбросов, полученное благодаря сдерживанию вырубки лесов.
К сожалению, в отсутствие такой программы у развивающихся стран нет ни средств, ни стимулов подписаться под программой сохранения. В более чем 60 развивающихся странах, где произрастают тропические леса, проживает сейчас около 2,7 миллиарда человек. Вырубка лиственных лесов для этих людей — единственный способ свести концы с концами, даже если им в настоящее время достается лишь 5% от окончательной стоимости этой древесины, скажем в Нью-Йорке.
Некоторые предлагали подождать с решением этого вопроса до 2012 года, когда должен вступить в действие пересмотренный протокол. Но можем ли мы ждать? При нынешних темпах вырубки лесов совместный вклад одних лишь Бразилии и Индонезии в повышение концентрации парниковых газов почти на 80% нейтрализует сокращение выбросов, достигнутое благодаря Киотскому протоколу.
Что особенно впечатляет в новой инициативе о тропических лесах, так это то, что исходит она от самих развивающихся стран и является выражением их творчества и чувства общественного долга. Впервые развивающиеся страны готовы взять на себя обязательства того же рода, что и Европа, Япония, а также другие развитые промышленные страны (кроме США), во избежание возможной глобальной катастрофы.
Например, Коста-Рика уже показала, что система выплат за услуги по охране окружающей среды (такие, как сохранение природных лесов) может как способствовать сохранению окружающей среды, так и стимулировать экономику.
Вознаграждение развивающихся стран за эти услуги по охране окружающей среды стало бы одним из способов существенного увеличения помощи — и в то же время создало бы для этих стран правильные рыночные стимулы. С глобальной точки зрения, наилучший способ использования этих ресурсов заключается в сохранении лесов, что возможно даже при контролируемой вырубке.
Это инициатива, вокруг которой могут и должны сплотиться все страны. В мире, разделенном на богатые и бедные страны, страны, сосредоточенные на защите окружающей среды и на развитии, — эта инициатива может объединить нас всех. Лидеры «большой восьмерки» должны прислушаться к этому призыву.