С начала декабря цена на бензин продолжает упорно расти. И уже в январе, по прогнозам экспертов консалтинговой группы «А-95», она может достичь отметки в 9 гривен за литр. Отраслевые аналитики называют несколько причин подорожания горючего: повышение акциза в Налоговом кодексе, предложение министра топлива и энергетики Юрия Бойко с 2011 года ввести пошлину на импорт топлива, а также ряд других.
Напоминм, что члены Экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли поддержали предложение Бойко о введении пошлины на импорт светлых нефтепродуктов. По их подсчетам, ее размер должен составлять не менее 120 евро за тонну.
Введение этой пошлины, по мнению директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, «приведет к удорожанию бензина», литр которого сегодня составляет около 8 гривен. По словам эксперта, доля импортного топлива составляет на отечественном рынке 30—35%. Исходя из этого, прогнозирует Куюн, «очевидно, что на гривню поднимутся цены на всех АЗС».
В тоже время качество отечественного топлива остается под вопросом. Ведь горючие в Украине еще два года будет производиться по старым стандартам качества, заявили недавно в Экспертно-аналитической группе по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли. Специалисты данной группы, таким образом, решили поддержать инициативу Министерства топлива и энергетики Украины по отсрочке перехода производителей топлива на стандарты нефтепродуктов Евро-4 и Евро-5 на 2013 год.
Рынок же еще около четырех месяцев тому назад, когда Минтопэнерго только озвучивало свои намерения отказаться от внедрения новых стандартов качества для нефтепродуктов с 1 января 2011 года, продемонстрировал свое недовольство таким решением. Еще тогда руководители Всеукраинской общественной организации «Комитет защиты потребителей нефтепродуктов», Международной благотворительной организации «Информационный центр «Зеленое досье» и Консалтинговой группы «А-95» предупреждали о рисках, которые несут подобные действия регулятора: массовое появление фальсификата, увеличение контрабанды, потеря конкурентоспособности отечественных нефтепродуктов на внешних рынках...
Сейчас же правительство в экспертных кругах обвиняют в непоследовательности в решении проблем украинского рынка нефтепродуктов. Отдельные эксперты утверждают, что подобными действиями регулятор лишь усугубляет ситуацию на рынке. «Это плохой сигнал для рынка, — считает заместитель директора аналитического центра «Экспертный совет» Глеб Простаков. — Ведь владельцы крупнейших НПЗ (Одесского, Лисичанского и Кременчугского) потратили немалые деньги на соответствующую модернизацию производств, стараясь уложиться в заданные правительством временные рамки. Теперь же своим решением перенести введение новых стандартов власть сведет эти усилия на нет».
Напомним, что о своей готовности с 1 января 2011 года перейти на новые стандарты качества заявили три крупнейших нефтеперерабатывающих завода страны. В тоже время не готовыми оказались два предприятия на западе Украины — НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья». Это и послужило одним из поводов изменения решения Минтопэнерго. Эксперты же называют такую тактику неправильной. «Желание дать этим двум заводам шанс завершить модернизацию объясняет, но не оправдывает действия правительства,— отмечает Простаков. — В аналогичной ситуации в Европе завод закрывается на реконструкцию и открывается уже после проведения необходимой модернизации».
В общем, введение новых стандартов качества — необходимое условие сохранения конкурентоспособности украинских НПЗ, убеждены игроки отечественного рынка нефтепродуктов. Ведь наши соседи и партнеры (Беларусь, Литва, Румыния), экспортирующих топливо в Украину, давно наладили его выпуск по стандарту Евро-5. В тоже время Европейский Союз уже готовится с 2014 года перейти на стандарт Евро-6. «В этом ключе качественное отставание украинской нефтепереработки представляется критическим», — подчеркивает Простаков. Почему же у нас никак не решатся освоить эти топливные стандарты?
Эксперты считают, что подобные действия Экспертно-аналитической группы можно трактовать никак иначе, как защиту рынка от качественного продукта. Ведь удорожание качественного импортного топлива сделает его недоступным для потребителя. Поэтому последний будет вынужден переориентироваться на отечественный бензин и дизтопливо, качество которого, в свете решения о перенесении сроков вступления в действие новых стандартов, остается под сомнением.
«Внедрение импортной пошлины одновременно с сохранением старых стандартов качества приведет к последующему увеличению части некачественного и фальсифицированного топлива на рынке с одновременным его подорожанием прямо пропорционально размеру пошлины», — подтверждает мнение коллег президент «Комитета защиты потребителей нефтепродуктов» Андрей Пасишник.
Дабы избежать негативных последствий, эксперты предлагают привязать введение диверсифицированной пошлины к вступлению в силу новых стандартов качества нефтепродуктов. Именно таким образом, государство может дать отечественным НПЗ определенные преференции перед импортным топливом, но одновременно предъявить им более высокие требования по качеству, уверяют специалисты. Отсрочка же введения новых стандартов и общая пошлина на импортное топливо подорвет конкурентоспособность отрасли, подытоживают специалисты. «Такие решения лишь усугубят проблему качества и цены, реализуемых в Украине нефтепродуктов», — резюмирует Простаков.