«Нам есть нечего, а вы о будущем думаете», — такой, по словам главы временной комиссии по вопросам будущего Верховной Рады Алексея Скрыпника, была первая реакция многих людей в Украине на создание в парламенте этой комиссии. Споря с такой примитивной точкой зрения, народный депутат цитирует японских мудрецов, которые утверждали, что успех в политике обеспечивается мыслями о будущем.
«Тем не менее, у нас и до сих пор, — говорит Скрыпник, — нет связи между нашим стратегическим видением, планом развития и годовыми программами. Все эти документы не связаны и не скоординированы». Правда, этот вывод нашел лишь частичное подтверждение директора департамента экономической стратегии и макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития и торговли Наталии Горшковой. «Несмотря на то, что Минэкономразвития вместе с соисполнителями перед каждыми выборами президента разрабатывает среднесрочный прогноз на все время каденции главы государства, он практический отклоняется — не принимается из-за тех или других причин», — говорит она.
«Лишь однажды, — продолжает Горшкова, — кажется, в 2002 году был одобрен прогноз развития экономики Украины до 2004 года. Это был единственный в истории независимой Украины среднесрочный прогноз, принятый правительством. Краткосрочные прогнозы принимаются ежегодно. Последний — на 2016 год, а также прогнозы на 17-й, 18-й и 19-й — был принят в 2015 году. Мы специально добавили 2019-й (поскольку пятилетний прогноз не был даже рассмотрен), чтобы хотя бы показать, как выглядит этот документ».
При этом гражданам доступны лишь две страницы — основные показатели — и все думают, что это весь прогноз. Но на самом деле это очень основательный документ, определяющий сценарии развития и комплекс взаимоувязанных макропоказателей». Горшкова делает вывод, что в Украине имеется законодательная база для составления кратко- и среднесрочных прогнозов, есть практика этой работы, и даже есть связь прогнозных документов с программными.
Директор департамента поднимает также вопрос политизации прогнозов, ведь их утверждает Кабмин. «Прогноз — это не программа, — говорит она, — Он не может приниматься к исполнению. Это предвидение на случай, если будут реализованы ряд предположений, которые в него закладываются. И когда Кабмин его одобряет, то это звучит так, что так и должно быть. К тому же и во время согласования в министерствах возникают не просто вопросы, но и проявляются различные политические видения. Скажем, один министр считает, что недостаточно повысили социальные стандарты, другой — что тарифы низкие и не позволяют развиваться той или другой отрасли. В процессе согласований вырисовывается такой компромиссный вариант, который не всегда является наилучшим...»
В частности, по словам Горшковой, в прогнозы под бюджет закладываются базовый и кризисный или пессимистический сценарии. Раньше формировался еще и оптимистический сценарий, но сегодня он пока что остается «за кадром»... Чиновница называет длинный ряд госучреждений — соисполнителей прогноза, в котором почему-то не находится места ни Минфину, ни, например, Минобразованию и науки, ни Академии наук.
Основатель школы мэров, помощник мэра Николаева Руслан Рохов видит будущее Украины в децентрализации, но говорит о ее проблемах. И среди главных называет низкую способность руководителей на местах давать достойные ответы на вызовы времени. «Без собственного сценария будущего мы обречены, быть ресурсом для тех, у кого он есть», — отмечает эксперт, Он уверен, что в будущем будут конкурировать между собой не страны, а именно города. Для этого нужны качественные лидеры на местах, которые знают, каким должен быть город, чтобы быть конкурентоспособным, привлекать инвестиции, технологии и людей способных создавать ценности. И эти лидеры будут нуждаться в качественном персонале, способном писать и реализовывать проекты. В Николаеве, по его словам, уже создано агентство, которое работает над стратегией развития города. При этом он приводит пример несостоятельности госслужащих органов местного самоуправления Донецкой области, которые оказались не в состоянии разработать проекты, позволяющие использовать огромные средства — превышающие миллиарды гривен, предусмотренных областным бюджетом. Смогут ли такие люди работать на будущее?
«Чтобы выйти на уровень развитых стран, — говорит председатель парламентского комитета промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, — нам нужно иметь темпы роста вдвое большие, чем в этих странах, как минимум 7%. И это не популизм, а минимальная планка, которую можно увидеть в исследованиях МВФ, где такой рост называют стационарным режимом для Украины, тогда как наша абиционная цель должна составлять 10% роста в год».
Он подчеркивает, что экспорт в 38 миллиардов долларов для страны с сорокапятимиллионным населением — это практически ничего и сравнивает Украину с Чикаго, где производится на 56 миллиардов долларов высокотехнологической продукции.
«В таком режиме, как сегодня мы можем существовать еще очень долго, — прогнозирует глава комитета, — будем превращаться в сырьевую колонию и все дальше расходиться в траектории движения и с Европейсим союзом и с Азией. Это для нас неприемлемый сценарий. Модель нашего будущего и нашего сотрудничества с партнерами должна строиться не на необходимости получения от них рыбы, а на модели инновационного развития. Тут есть интеллект, земля и другие ресурсы — все, что необходимо для успеха».