5 ноября парламент голосовал пакет «евроинтеграционных» законопроектов. Их принятие — требование ЕС для предоставления Украине безвизового режима. Утром было понятно: день будет непростым. Первый заместитель председателя самой большой парламентской фракции БПП Игорь Кононенко заявил — у них нет единой позиции относительно голосования отдельных законопроектов. Ситуацию подогревала неопределенность «Сампомочі» и Радикальной партии, которые тоже колебались: давать или нет голоса по отдельным документам. «Батьківщина» в принципе была не против, но настаивала сначала на голосовании за «тарифный» закон.
Как результат, за основу приняли несколько документов: № 3155 о совершенствовании процедуры документирования беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите, № 3159 о судебной защите иностранцев и лиц без гражданств. А вот изменения в Трудовой кодекс о недискриминации сексменьшинств провалили.
Главные дискуссии продолжались вокруг второго чтения трех антикоррупционных законопроектов: №3040 «О Национальном агентстве Украины по вопросам волеизъявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» № 254а «О внесении изменений в УПК относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество...» и №2541 а «О внесении изменений в Уголовный и Гражданский кодексы Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее приложении».
Коротко суть претензий всех фракций сформировал председатель правления Центра противодействия коррупции, эксперт антикоррупционной группы Реанимационного пакета реформ Виталий Шабунин: «В Европейской Комиссии эксперты на пальцах объяснили, как бы Агентство могло работать на практике. Но внесенные между первым и вторым чтениями изменения нивелируют это. В случае принятия двух последних законопроектов ухудшатся и без того сложные в применении нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов».
По мнению народного депутата от БПП Виктора Пинзеника, беспрецедентным является законопроект №3040 о создании агентства по управлению арестованными активами. Народный депутат убежден, что после принятия данного закона арест имущества будут применять не только к подозреваемым, но и к третьим лицам. «Если есть основания считать, что имущество имеет какое-то отношение к преступлению (а его владелец не виновен и ничего об этом не знает), без решения суда его можно будет арестовать и передать в управление другим лицам. Чем это грозит? Если в настоящий момент, например, есть арест на банковский счет, то человек не может снять средства. Но согласно предложенному законопроекту в случае их ареста эти деньги «сгорают», потому что ими начинает пользоваться Агентство», — объясняет он. По словам нардепа, во время переговоров депутатам удалось вычеркнуть ряд вредных норм из этого документа. Например, не допустили превращения агентства в коммерческую структуру. «Хотя опасные нормы еще остались: Агентство будет единственным органом власти, имеющим счета в банках. Сейчас только субъекты хозяйственной деятельности могут иметь счета в банках», — суммировал он.