Запасы зерна в Украине на 1 июня составляли 5,5 млн. тонн, что почти вдвое больше по сравнению с аналогичной датой минувшего года. Если для простых потребителей хлеба это хорошо, то для производителей составляет немалую угрозу, поскольку таким образом предложение на внутреннем рынке зерна будет превышать спрос и цены на зерно пойдут вниз. Не следует ли в этом случае, как сделали в этом семейном хозяйстве, переключиться на производство мяса?
Крым, как правило, начинает жатву первым в Украине. И в эти дни первые комбайны уже вышли в поле. Урожай зерновых предстоит собрать с 535 тысяч гектаров. По мнению министра агрополитики Крыма Анатолия Корнейчука, он составит 1—1,2 миллиона тонн, по 20—22 центнера с гектара.
Однако, по мнению министра, при нынешней ценовой политике значительно выгоднее, учитывая перепроизводство зерна и дефицит животноводческой продукции, скормить большую часть урожая скоту. В нынешнем году государство установило закупочную цену на продовольственную пшеницу 3-го класса в пределах 690 гривен за тонну, а зернотрейдеры пытаются опустить ее еще ниже — до 400—450 гривен.
Сельчане Крыма на днях отправили обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко, главе парламента Владимиру Литвину, главе правительства Юлии Тимошенко. В нем отмечается, что для формирования урожая ими выполнено работ и произведено затрат более чем на миллиард гривен. А задекларированные Минагрополитики цены не только не дают возможности для расширенного воспроизводства, но и не компенсируют эти затраты, особенно на фоне непрерывного роста цен на энергоносители, минеральные удобрения, средства защиты растений, сельхозтехнику и т. д. Аграрии отмечают, что в Украине сегодня отсутствует эффективная система ценообразования на внутреннем аграрном рынке, нет механизма закупки зерна в государственный резерв, залоговых закупок, призванных стабилизировать цены на уровне, достаточном для рентабельного производства. Не выполняются положения Законов «О зерне и рынке зерна», «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». Это, по мнению авторов обращения, приведет многих сельхозпроизводителей к банкротству и может серьезно повлиять на социально-экономическую и политическую ситуацию на селе.
Для уборки зерновых в хозяйствах Крыма есть только 1589 комбайнов. Это в большинстве машины старых модификаций, выработавшие свой моторесурс на 90 и более процентов. Из-за этого для уборки потребуется не менее 50—60 дней (при средней нагрузке на один комбайн более 360 гектаров). О привлечении 478 комбайнов из других областей они уже договорились. Но, по расчетам министра, нужно еще 200—250 машин.
Но даже не это является главной проблемой. Общий дефицит дизельного топлива для обеспечения уборочных работ в Крыму составляет более 9 тысяч тонн, в т. ч. бензина — 4,5 тысячи тонн. Для приобретения этих нефтепродуктов необходимо около 40 миллионов гривен. На начало июня запас дизтоплива в сельхозпредприятиях Крыма составил всего 3 тысячи тонн. По словам министра, на фоне роста цен на нефтепродукты и кризисного финансово-экономического состояния большинство хозяйств решить эту задачу собственными силами не в состоянии. Сейчас кредиторская задолженность хозяйств Крыма приближается к 400 миллионам гривен. Уже взято почти на 140 миллионов гривен банковских кредитов.
По мнению Минагрополитики Крыма, решить эту проблему можно лишь за счет новых кредитов коммерческих банков или встречных поставок топлива (в виде товарного кредита с отсрочкой оплаты до реализации зерна) коммерческими структурами в обмен на зерно.
Сейчас также обсуждается вопрос финансовой поддержки аграриев из средств бюджета автономии в размере 10 миллионов гривен. Усложняет ситуацию то, что государство, по мнению Корнейчука, не будет участвовать в закупке зерна, поэтому полностью освобождается пространство для зернотрейдеров, интересы которых не всегда совпадают с интересами сельхозпроизводителей. «Одни хотят купить подешевле, другие продать подороже», — подчеркнул министр.
По прогнозу Корнейчука, в текущем году рост цен на горюче-смазочные и другие материально-технические ресурсы, а также снижение цен на зерно могут привести аграрный сектор к значительным убыткам. Отрасль, которая раньше полностью обеспечивала полуостров продовольствием, вывозила его в другие регионы страны и за рубеж, сегодня способна полностью обеспечить Крым только хлебом. Всеми остальными продуктами питания и, прежде всего, животного происхождения, как и овощами, фруктами, столовым виноградом, Крым за счет собственного производства обеспечен не более чем на 50 процентов. Дефицит восполняется путем завоза из других регионов Украины или из-за рубежа.
Глава Крымского Кабмина Анатолий Матвиенко о всех этих недостатках, похоже, не знал аж до предуборочных совещаний в Белогорске, где подверг резкой критике руководство МинАПК автономии и райсельхозуправлений за то, что вплоть до начала июня не приняли мер по обеспечению отгрузки всей квоты льготного дизтоплива, предназначенного аграриям Крыма. По мнению премьера, льготное топливо нужно было в первую очередь дать экономически сильным хозяйствам и столько, сколько они могли купить, а не придерживаться принципа уравниловки в ущерб экономической целесообразности.
Вопрос о готовности села к уборке по инициативе премьера был срочно рассмотрен на заседании правительства автономии. Чтобы поддержать сельчан, по мнению Матвиенко, нужна бюджетная дотация. Если она будет выделена Верховной Радой АРК из республиканского бюджета, то ее наиболее рационально использовать на залоговые закупки зерна. Это позволит сельхозпроизводителям пополнить свои оборотные средства и приобрести горюче- смазочные материалы.
Однако, по мнению аграриев, сельчане не виноваты в том, что в государстве до сих пор не сформирована эффективная структура агрорынка, которая могла бы обеспечивать рентабельную работу хозяйств. Они просят правительство Украины срочно решить неотложные проблемы аграрного сектора — законодательно утвердить минимальные цены на продовольственное зерно на уровне, обеспечивающем рентабельное расширенное производство, провести финансовую интервенцию на рынке зерна, возобновив закупки зерна в Государственный резерв и залоговые операции, разработать механизм частичной компенсации стоимости приобретаемого топлива за счет средств государственного бюджета. Но и это позволит выйти из ситуации только в нынешнем году. Чтобы решить проблемы аграрного сектора системно, говорят сельчане, необходима серьезная аграрная реформа, которая отладит ценовые соотношения и, с одной стороны, создаст источники снабжения села необходимыми ресурсами, а с другой — аграрный рынок, только от которого и можно ожидать справедливой цены.