Самое выгодное вложение политического капитала накануне выборов — поддерживать малый и средний бизнес. Так что о подобном намерении заявляют практически все партии. В понедельник на круглом столе «Малый и средний бизнес в Украине: проблемы и перспективы становления партнерских отношений с государством» это сделала провластная партия «Народный союз «Наша Украина». Известный «оранжевый» революционер, а ныне первый заместитель главы ГНАУ Николай Катеринчук объявил о намерении партии стать главным лоббистом интересов предпринимателей.
Однако, как вполне уместно заметил его соратник по партии, вице-премьер-министр по вопросам административной реформы Роман Бессмертный, поддержка бизнеса властью и без того была провозглашена одним из приоритетов деятельности и Президента, и правительства, и партии. Следовательно, и объявления о лоббировании уже звучали. Остается только задаться вопросом: почему до сих пор они не перешли в практическую плоскость?
Отвечая на этот вопрос, Бессмертный оправдывал позицию власти тем, что сейчас ей нужно найти основные правила регулирования, которые бы стали основой для эффективного функционирования отношений между властью и бизнесом. И тут же сел на своего должностного «конька»: основой, по его мнению, должно стать законодательное регулирование бизнеса, в том числе и проведение административной реформы. Это утверждение базировалось на шокирующей информации, по-видимому, ставшей откровением для вице-премьера: в стране существует 2,5 тысячи разнообразных разрешений, висящих над бизнес-средой. Поэтому реализовывать задачи поддержки бизнеса правительство намерено путем принятия ряда законов, упрощающих сложившуюся систему.
Однако, как точно подметил президент Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, бессмысленно создавать множество новых законов, если существующие не выполняются. По его словам, государство, принимая бюджет, не должно выбирать между фискальными соображениями и бизнесом, как произошло в этом году.
При этом, как отмечали многие эксперты при обсуждении первых 100 дней работы правительства, новая власть законы нарушает систематически. По словам вице-президента Института конкурентного общества Дмитрия Ляпина, если государственная власть ставит под вопрос необходимость исполнения законов, она ставит себя на одну доску с бандформированиями. По его мнению, если старый аппарат не начнет работать по принципиально новым правилам, результата в работе с бизнесом не получится. И никакой диалог здесь не поможет. Тем более, что он уже достаточно активно проводится.
Как заявила народный депутат, глава Совета частных предпринимателей Ксения Ляпина, уже прошел президентский форум, встреча с налоговой и общение с предпринимателями по регионам страны. Однако, по ее словам, декларируемая правительством и предпринимателями цель — развитие страны и ее экономический рост, не обеспечивается единым планом и стратегией, которые так и не разработаны.
Звучала со стороны провластной партии и дозированная самокритика. Как заявил Николай Катеринчук, люди не привыкли верить власти, а власть пока не научилась отстраивать свою политику в соответствии с интересами бизнеса. Но признав это, новый налоговик тут же перешел в наступление. По его мнению, по- настоящему виновны в этом бизнесмены и их нежелание идти навстречу власти.
Но, пожалуй, наиболее четко препарировал проблему президент Центра экономического развития и советник президента Александр Пасхавер. По его мнению, ошибка состоит в том, что взаимоотношения бизнеса и власти трактуются как череда даров бизнесу. Но бизнес у нас достаточно зубаст и ничего не боится, поступая адекватно сложившейся ситуации. Самому государству выгодно, чтобы бизнесу было хорошо, уверен Пасхавер. Однако для того, чтобы помогать бизнесу, государство должно сначала справиться с собственной забюрократизованностью, уверен советник Президента.
В ходе дискуссии проявилось стремление новой власти противопоставить средний бизнес крупным промышленно-финансовым группам. Продуктивна ли такая установка? Отвечая на этот вопрос, заведующий отделом экономических и социальных стратегий Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило подчеркнул, что 60% мелкого и среднего бизнеса в развитых странах работают в связке с крупным капиталом. Разрыв же между крупным и мелким бизнесом в Украине только усилит фискальное давление, причем основную его тяжесть опять придется нести мелким предпринимателям. С этой мыслю согласился и Пасхавер. По его мнению, ничто не действует так плохо на бизнес, как неподходящие сигналы со стороны власти, которые можно слышать каждый день. По его мнению, сейчас подается три группы сигналов, вводящих в замешательство отечественных предпринимателей. Первая — «радикализмы», т.е. превращение проблем в глобальные кризисы, поиск врагов и прочие радикальные изменения. Эта группа действует на бизнес однозначно негативно — предприниматели хотят предсказуемости. Вторая группа — «дирижизмы». Как отметил автор, иногда складывается мнение, что мы попали назад в Союз — власть опять хочет руководить всем сама, забывая о том, что эти действия только усиливают нашу историческую коррумпированность. Третья группа — всем известные «популизмы», в которых нынешняя власть любила упрекать предыдущую. Как отметил А. Пасхавер, это сродни наркотику — чем больше даешь, тем больше просят.
Впрочем, у власти нашлись и какие-то реальные аргументы в свою пользу. Так, упрощенная система налогообложения мелких предпринимателей, практическая ликвидация которой вызвала наибольшие протесты в предпринимательской среде, возможно, будет реанимирована. Как отметили Катеринчук и Ляпина, Президент считает ее основой новой модели существования бизнеса и новый закон, регулирующий эту сферу предпринимательской деятельности, уже представлен парламенту. Но стоит ли предпринимателям на него надеяться? Ведь если он не будет принят до 1 июля, когда депутаты уйдут на каникулы, то уплате непосильных налогов останется альтернатива — уход в «тень». Принятие этого закона покажет, выдержит ли новая власть экзамен, который, по словам Р. Бессмертного, устроит ей бизнес.