Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бизнес требует... инфляции

За семь лет удельный вес национальных производителей на внутреннем рынке упал до 56%
20 ноября, 2012 - 11:46

Возможности инерционного роста украинской экономики, убеждены в деловых кругах, почти исчерпались. Как отмечалось на правлении УСПП (оно проходило совместно с Экономическим советом общественных объединений и отраслевых организаций бизнеса), определенные преимущества, которые до сих пор помогали отечественным предприятиям в конкуренции на мировых рынках, ныне или сведены на нет, или потеряли свою значимость и стали угрозой для общественного развития страны. Речь идет как о падении спроса на продукцию металлургической и химической отрасли, так и об относительно дешевой в предыдущие годы ресурсной базе, например газе, о низкой стоимости рабочей силы. Отсюда потеря отечественной промышленностью своих позиций не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Придется признать, что стабильность, которая в течение долгого времени считалась самым главным достижением власти, постепенно превращается в призрак и в любой момент может исчезнуть.

Политика импортозамещения, которую начинает реализовывать правительство, явно запоздала, а рост инвестиций в модернизацию производства и развитие высокотехнологических производств не произошел. Недостаточность инвестиций в большинство отраслей промышленности создает преграды для модернизации производства и роста конкурентоспособности отечественных производителей. Их настойчиво выдавливают из рынка. Если в 2004 году удельный вес национальных производителей на внутреннем рынке составлял 71%, то в 2011-м — только 56%.

До сих пор не обеспечено выполнение большинства задач утвержденной более года назад Государственной программы развития внутреннего производства. Чаще всего это объясняют ростом цен на российский газ. (Однако, как отмечалось на заседании, она за 9 месяцев 2012 г. для промышленности практически не изменялась). Но почему так сильно выросли тарифы на электроэнергию? (Остальные цены в промышленности изменились довольно умеренно). В условиях дефляции подорожание электроэнергии, как считают промышленники, приводит к снижению конкурентоспособности отечественной продукции из-за высокой ее себестоимости, в результате чего и происходит постепенное вытеснение из рынка отечественных товаров импортными.

Другим убийственным для отечественной промышленности фактором стало недостаточное кредитование. Объем кредитов, предоставленных за девять месяцев этого года реальному сектору экономики, составляет 589,6 миллиарда гривен. Но почти половина этой суммы приходится на краткосрочные (до 1 года) займы. Зато коммерческие банки вкладывают свои деньги в государственные ценные бумаги, считая их более надежным финансовым инструментом. Так, в октябре объем ОВГЗ в собственности банковского сектора вырос почти до 76,5 миллиарда гривен. Прирост правительственных облигаций в банковском секторе составлял с начала года 31%, хотя за двенадцать месяцев прошлого года — только 6,4%. Кредитный голод в реальном секторе экономики объясняется еще и очень высокой ценой денег. Средняя ставка по кредитам в национальной валюте в сентябре составляла 18,88% годовых, в иностранной — до 8,29%. Это абсолютно не коррелируется с темпами инфляции (январь-октябрь 2012 года — 0,3%) и учетной ставкой НБУ 7,5%.

Единственное, что определенным образом поддерживает внутренний рынок и стимулирует производство, это позитивная динамика спроса. Но, как констатируется в материалах УСПП, ее нивелирует рост заинтересованности потребителя в покупке не отечественной, а импортной продукции. В то же время из-за негативных прогнозов относительно валютно-курсовой ситуации домохозяйства отдают преимущество наращиванию сбережений. Не оправдали себя и надежды на рост государственного спроса. Предусматривается, что до конца года объем государственных закупок по сравнению с прошлым годом должен вырасти на 12% (до 363 млрд грн). Однако практика показывает, что процесс государственных закупок остается непрозрачным, бюджетные деньги не направляются на загрузку украинских предприятий. Объем закупки у одного участника торгов вырос в четыре раза и составляет 106 миллиардов гривен (59% от общей суммы).

На заседании УСПП шла речь также о невысокой деловой активности бизнеса. Среди причин этого назывались излишнее количество налоговых платежей, значительные расходы бизнеса на соблюдение процедур налогового законодательства, проблемы с возмещением НДС, а также все еще значительное количество налоговых проверок. Руководство налоговой службы постоянно отмечает, что ее органы на местах должны выступать партнерами бизнеса. Но они в действительности чаще всего ведут себя как карательные органы. Предприниматели отмечают, что налаживание партнерских отношений между бизнесом и органами государственной налоговой службы является одной из приоритетных задач. От его реализации на микроуровне зависит бизнес-климат, впечатления предпринимателей относительно того, насколько заинтересовано государство в развитии бизнеса. Между тем функции государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности в Украине осуществляют около 70 контролирующих органов (больше всего среди стран СНГ) и 350 тысяч работников. Это создает административное давление на субъекты ведения хозяйства. Похоже, все это не является тайной для государственной власти. Президент УСПП Анатолий Кинах рассказывает, что Президент Украины недавно призвал силовиков «не вмешиваться в работу бизнеса за пределами закона».

Выступая перед предпринимателями, директор Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Андрей Ермолаев отметил, что вместо экспортно ориентировочной сырьевой модели Украина в условиях кризиса может получить сомнительную антикризисную внутреннюю сырьевую потребительскую модель, согласно которой в стране будет и в дальнейшем теряться так называемое прогрессивное индустриальное ядро. По мнению директора НИСИ, модель консервативного выживания имеет альтернативу. Она заключается в том, что одновременно со стимулированием развития традиционных сырьевых отраслей проводить глубокую модернизацию высокотехнологических отраслей (она может учесть и интересы среднего бизнеса). По словам Ермолаева, в основе новой промышленной политики как инструмента прохождения периода кризисной нестабильности может быть максимальное использование импортозамещения.

Между тем, общаясь с журналистами, Кинах подчеркивает, что крайне необходимы меры по доступу предприятий к кредитным ресурсам. «На фоне низких темпов инфляции, даже с элементами дефляции за 9 месяцев реальная стоимость кредитов для юридических лиц повысилась до 20%», — указал Кинах. Выход из такой ситуации, по его мнению, заключается, в частности, в рефинансировании банков под их обязательство удешевить кредиты для реального сектора экономики. Более того, в своем докладе на заседании президент УСПП отмечал такую антикризисную меру, как умеренный рост цен в промышленности и на потребительском рынке. По его словам, для экономики будет безопасно и даже полезно, если годовая инфляция вырастет до шести, семи, восьми процентов.

Но не дадим ли мы опять, таким образом, старт гиперинфляции в Украине? Отвечая на этот вопрос «Дня», президент УСПП сослался на опыт стран, которым удалось во время кризиса 2008—2009 годов не допустить падения экономики и поддержать платежеспособность как граждан, так и промышленных потребителей. Для этого, отмечает он, осуществлялась гибкая валютно-курсовая и финансовая политика. Поэтому небольшая инфляция, по мнению Кинаха, дает возможность активизировать производство и внутренний рынок. При этом он ссылается на экономическую теорию, согласно которой низкая инфляция в совокупности со снижением объемов производства называется рецессией. «То есть мы ныне вступили в этап рецессии?» — спросил «День». «Все ее проявления уже есть», — ответил Кинах.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ