В скором времени Украина избавится от ограничений в объемах импорта газа. Сделать это позволит сотрудничество с Польшей. В декабре минувшего года президенты двух стран Петр Порошенко и Анджей Дуда поручили ускорить строительство газопровода-интерконнектора, благодаря которому в Украину будет поступать достаточное количество природного газа из Европы.
А две недели тому назад ПАО «Укртрансгаз» провело встречу, направленную на то, чтобы узнать, есть ли у отечественных и зарубежных газотрейдеров интерес к бронированию мощностей будущего интерконнектора. В этой встрече участвовали представители компаний Е.КОННЕКТ, «ЭРУ Трейдинг», «ДТЭК Трейдинг», «Промэнерго-ресурс», «Энерджи трейд групп», World Petroleum Group, PGNiG и Trailstone.
В пресс-службе «Укртрансгаза» сообщили, что для принятия окончательного инвестиционного решения о начале финансирования проекта польской стороне в лице компании Gaz-System необходимо рыночное подтверждение спроса на мощности и подписание соответствующих долгосрочных договоров участниками рынка. В настоящее время продолжается проработка вопроса проведения совместной процедуры Open Season по определению мощности интерконнектора на польской и украинской стороне, сообщала пресс-служба «Укртрансгаза» со ссылкой на вице-президента — главного инженера УТГ Игоря Бурака.
Напомним, соглашение о сотрудничестве в подготовке ТЭО проекта объединения польской и украинской газовых систем «Укртрансгаз» и польская Gaz-System подписали еще в декабре 2014 года. Документ предусматривает не только интеграцию газотранспортных систем обоих государств с целью увеличения объемов импорта газа в Украину из Европы через Польшу, но и закачку европейского газа в подземные хранилища Украины и его последующую подачу потребителям в странах ЕС. «Укртрансгаз» и Gaz-System уже подготовили технико-экономическое обоснование создания газопровода-интерконнектора общей протяженностью 99,3 километра. К строительству планируется приступить в 2017 году.
Интерконнектор создает возможность для транспортировки газа из строящихся «Северных ворот» (норвежский коридор и терминал СПГ) в направлении Восточной Европы. Проект позволит значительно повысить уровень диверсификации поставок газа для Украины (доступ к новым источникам природного газа, в том числе сжиженного) и сделает возможной интеграцию региональных рынков газа. Европейское Энергетическое сообщество в октябре минувшего года поддержало предоставление проекту интерконнектора статуса PMI (проекты взаимного интереса) Евросоюза.
Проект интерконнектора включает строительство нового газопровода между узлами газа Германовичи (на польской стороне) и Бильче-Волица (на украинской). Его ежегодная пропускная способность достигнет 5 миллиардов кубометров в 2020 году, когда будет завершено расширение газотранспортной системы в Польше. Второй этап проекта даст возможность увеличить объем экспорта через Польшу в Украину до 8 миллиардов кубометров газа в год. Но темпы его реализации во многом зависят от подтвержденного интереса рынка.
Итоги совещания в «Укртрансгазе», похоже, выявили серьезный спрос трейдеров на услуги интерконектора. Не прошло после этой встречи и недели, как польская сторона объявила, что оператор ГТС Польши Gaz-System S.A. выбрал PGNiG Technologie S.A. в качестве подрядчика строительства газопровода «Страхоцина-Германовичи», сообщает сайт Gaz-System.
Этот газопровод протяженностью 72 километра, отмечается в сообщении, важен для интеграции ГТС Польши, Словакии и Украины и станет элементом восточной ветки европейского газового коридора «Север — Юг». После завершения реконструкции узла «Германовичи» от него планируется проложить интерконнектор «Германовичи (Польша) — Бильче-Волица (Украина)». Завершить строительство газопровода «Страхоцина-Германовичи» намечено в 2019 году. Стоимость этого проекта составит 288 миллиона злотых (около 2 миллиардов гривень).
Итак, Польша сделала первый шаг к реализации этого проекта и, одновременно, послала сигнал о серьезности своих намерений. А как с этим обстоят дела в Украине? Такой вопрос «День» поставил президенту Центра глобалистики «ХХI век» Михаилу Гончару.
«У Польши есть в этом проекте очень мощный интерес, — сказал «Дню» эксперт, — ведь интерконнектор позволит другой стране, то есть Украине, воспользоваться польской газовой инфраструктурой для транспортировки дополнительных объемов газа. Например, можно будет получать газ с терминала в Свиноустье или с Северного моря, если Польше удастся осуществить проект газопровода из Норвегии. Это расширение возможностей Польши не только по удовлетворению своих потребностей и диверсификации поставок газа, но и потребностей других стран, в том числе и Украины. Поэтому Польша активна».
«К тому же поляки решили проблему финансирования этого проекта, поскольку их страна член Евросоюза, — уточнил Гончар. — Они тут же получили средства в рамках программы совместных интересов. А у нас ситуация другая. Мы не член Евросоюза. Нам таких денег никто не даст. Придется брать кредит».
Кроме того, по мнению эксперта, Украине сейчас далеко не просто приступить к реализации задуманного потому, что ее газовая сфера находится в состоянии реформирования. «Укртрансгаз» будет ликвидирован. Недавно сместили его руководителя, и это тоже негативно сказывается на активности. Вместо нынешнего оператора ГТС создаются два предприятия — «Магистральные газопроводы Украины» и «Подземные газохранилища Украины» (правда, активы УТГ будут им переданы лишь после вынесения Стокгольмским арбитражем окончательного решения по искам между «Нафтогазом» и российским «Газпромом»).
Это — серьезный тормоз, отмечает Гончар и подчеркивает, что Евросоюз вовсе и не требовал от Украины раздела «Укртрансгаза», просто у нас решили все делать по европейским лекалам. Эксперт считает, что раздел оператора ГТС и хранилищ не являлся необходимостью... Тем не менее Гончар уверен, что эти рабочие моменты не помешают Украине выполнить свою часть работы по проекту, в котором она также очень заинтересована.