Проблемы больших городов в чем-то одинаковые, но есть очень много отличий. Если говорить о так называемых миллионниках, то в последнее время на первый план выходят сложности с мусором и муниципальным транспортом. Так получилось, что с определенного времени обе они, причем вторая еще в большей степени, из социальной и экологической превратились в политические. Мы это наблюдали на примере Львова, и поэтому довольно важно и интересно, какие подходы к их решению ищут и находят в Днипре.
С городским головой Борисом ФИЛАТОВЫМ беседовать пришлось буквально на колесах. В прямом и переносном смысле этого слова. Тем не менее, в промежутке и между встречами и совещаниями для читателей газеты «День» в плотном графике мэра большого города время нашлось.
— Вы недавно вместе с сотрудниками вернулись из Лондона. Как писали на своей странице в Facebook, в музеях на этот раз не были. Что же в результате этой деловой поездки?
— Были две задачи, которые нужно было реализовать в Лондоне.
Первая. По приглашению компаний Marubeni Corporation и Hitachi мы ездили обсуждать перспективы строительства мусороперерабатывающего или мусоросжигательного завода.
Вторая. Мы встречались с руководством департамента развития муниципальной инфраструктуры Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), его главной офис находится в Лондоне, по поводу дальнейшего кредитования территориальной громады по различным проектам. В первую очередь — по вопросу, каким образом мы будем осваивать остаток кредита ЕБРР.
Турецкий подрядчик выиграл тендер, и его затраты оказались меньше, чем сумма кредита. Потому он и выиграл тендер. Остаток составляет порядка 70 млн евро. Банк хочет знать, куда эти средства город планирует потратить.
— Давайте начнем с транспорта, так как вторая задача, по вашим словам, имеет с ним прямую связь.
— Мы сейчас едем по центральной площади Героев Майдана, и есть план заглубить транспорт под землю, сделать весь центр города пешеходным. Построить соответствующие выходы из метро, подземный паркинг — и тем самым сделать транспортный хаб. Состыкуем метро, общественный транспорт таким образом, чтобы частные автомобили не стояли на обочинах, а располагались под землей. Тем самым также решается задача улучшения экологической ситуации в центре за счет уменьшения транспортного потока, уходящего под землю. Во всем мире с позиций урбанистики, градостроения центральная часть должна быть предоставлена пешеходам. Транспорт должен уйти под землю.
Надо сказать, что ЕБРР с большим вниманием отнесся именно к подобному плану. Пока это предварительный разговор, но как только мы войдем в активную фазу строительства метро, станет более понятно, какие расходы будут у подрядчика.
Предыдущий проект уже устарел, сейчас трудно оценить все сложности проблемы переноса сетей. Можно сказать, что фактически мы строим новое метро. Оно вроде бы продолжает старое, но это будет метро XXI века, в отличие от того метрополитена, который есть сейчас и был построен по канонам 1970 — 1980 гг.
Вот когда мы окончательно поймем, какая сумма экономии кредита, тогда в рабочем порядке эта тема будет обсуждаться с ЕБРР. Очевидно, что банк заинтересовался такой реконструкцией центральной части города.
Я с большим удовлетворением уже писал, что Европейский банк охотно дает нам деньги на закупку 50 троллейбусов. Мы долго обсуждали вопросы, связанные с финансовой децентрализацией, увеличением доходов местных бюджетов. Европейские банкиры видят, что город в состоянии не только брать деньги в виде кредитов для приобретения подвижного состава, но и возвращать эти деньги. Они одобрительно относятся к нашей политике оптимизации расходов. В том числе — к тому, что мы собираемся делать инвентаризацию земли, бороться с зарплатами в конвертах, потому что НДФЛ — это то, что напрямую идет в городской бюджет.
Вопрос выделения кредита для приобретения троллейбусов уже решен, и буквально с сегодняшнего дня наши транспортники начинают работать напрямую с соответствующими структурами ЕБРР. На кредит для приобретения 50 троллейбусов — это порядка 10 млн евро — мы выйдем достаточно быстро.
— Речь идет о троллейбусах украинского производства или об импортных?
— ЕБРР безразлично. Их интересует возвращение тела кредита, процентов — в общем того, что финансисты называют обслуживанием заемных средств. Мы сами должны определиться, что и у кого приобретать.
Я не хочу забегать наперед, но пока качеством троллейбусов — это электробусы отечественного производства, которые мы пустили по 14 маршруту на жилмассив Солнечный, — я, честно говоря, недоволен. Мы постоянно заряжаем, аккумуляторы, которые разряжаются, идут сбои в программном обеспечении, ломаются кондиционеры. Понятно, что идет процесс их отработки, но сбивается график движения, и жители недовольны.
Наши производители должны гарантировать качество своих изделий и соответствующее техническое обслуживание. Не будет нужного качества — мы купим белорусские троллейбусы. Немаловажно и то, что через «Укргазбанк» мы за них можем платить в гривне. Если мы говорим о комплексе: цена — качество — уровень обслуживания — сроки, то здесь они впереди.
Тот же самый «ЛИТАН», поставивший аккумуляторные троллейбусы (электробусы), просрочил поставку, и мы им выставим штраф, по-моему, 127 тыс. грн. Если наши машиностроители готовы отвечать не только словами, но и делами за качество в широком смысле, мы с удовольствием приобретем за европейские деньги у них.
Есть другая проблема — трамвай. Он стоит значительно дороже, чем троллейбус, каждая пара — порядка от 300 тыс. евро. Если мы говорим о современных трамваях, то они тянут за собой перестилание полотна. У нас есть соответствующие проекты, так что все это нужно решать в комплексе. Пока же в одном из трамвайных парков мы создали производство по ремонту и продлению срока службы имеющегося состава трамваев. Это половинчатое решение, ищем более радикальные способы выхода из этой сложной проблемы.
Уже объявлен тендер на приобретение 25 троллейбусов за средства городского бюджета. Мы планируем сделать до конца года три маршрута. На стадии разработки маршрут на жилмассив Сокол, но там проблема — нужно делать прокол под железной дорогой.
— В городе идет реконструкция Центрального моста через Днепр. Это важнейшая транспортная магистраль, и о ее ходе высказываются самые разные мнения.
— По поводу реконструкции моста много спекуляций, в том числе политических, связанных с тем, что эта магистраль касается всех жителей города. Это очень большой проект, на который идут значительные средства территориальной громады, поэтому он находится буквально под микроскопом. И со стороны общественных организаций, активистов, в том числе правоохранительных органов.
Очень мало известно, какой проблемы, я бы сказал — катастрофы, нам удалось избежать. Сейчас, когда мы заглянули в балки, то обнаружили, что они находятся не просто в плохом состоянии, а в катастрофическом.
Раскрою небольшой секрет для читателей газеты «День»: для того чтобы предотвратить различного рода спекуляции, в начале сентября одну из демонтированных балок мы выставим в центре на площади Героев Майдана, и каждый житель сможет убедиться, в каком она была состоянии. Металл превратился в пыль, а бетон просто крошится в руках.
Люди, проезжая по мосту, не видят большого фронта производства работ. Сейчас идут работы с балками, и основная часть рабочих находится под мостом. Все, что делается на поверхности — установка ограждений, фонарей, прокладка велодорожек, — это важные, но второстепенные работы. Сейчас важно разобраться с балками.
В то же время я недоволен сроками реализации и об этом говорю на всех совещаниях. Также не удовлетворен тем, что идет удорожание строительства. Подрядчики, как профессионалы, придумают массу отговорок. В чем-то они правы, так как никто не представлял истинное состояние моста. Это как луковица. Начинаешь чистить и когда доходишь до середины, то впечатление — страшное.
У меня есть обоснованные претензии к подрядчику — зачем они брались, не понимая, где точка входа, а где выхода. У них ответ, что этого никто знать не мог.
По срокам мне гарантировали, что в октябре запустят одну полосу с реверсивным движением, а в середине декабря полностью закончим мост, но без верхнего асфальтного покрытия. Окончательно заасфальтируем весной, при благоприятной погоде.
Я прекрасно понимаю меру своей политической ответственности. Тем не менее, я абсолютно спокоен, так как прокуратура каждый день изымает документы и проводит по ним необходимые проверки. Назначены соответствующие экспертизы. Пусть каждый занимается своей работой. Подрядчик строит, а прокуратура — проверяет.
— Вернемся к проблеме мусора. Ее важность и сложность очевидна всем, но есть мировой опыт ее решения. По вашим публикациям, в последней вашей командировке эта тема заняла достаточно много времени.
— По Marubeni Corporation и Hitachi ситуация заключается в следующем. Всей стране известен проект Бортнической станции аэрации, который реализуется в Киеве. Это примерно $1,5 млрд, предоставленные японским правительством.
Еще в парламенте я возглавлял вместе с народным депутатом Леонидом Емцем межпарламентскую группу по дружбе с Японией. Мы достаточно плотно работали с японской стороной, у меня очень хорошие отношения с господином послом, мы неоднократно встречались с японскими парламентариями.
Хочу сказать, что компания Marubeni является одной из крупнейших международных компаний. Мы в Лондоне встречались с руководством офиса Marubeni Europe, куда входят Ближний Восток, Африка. Он ведет дела со 100 странами мира.
Marubeni заинтересована за деньги японского правительства построить в Днипре новейший мусоросжигательный завод по технологиям компании Hitachi. Когда мы были в столице Великобритании, они нас водили и показывали те проекты, которые реализовали в этой стране.
В первую очередь — это завод, который находится в Большом Лондоне, на берегу Темзы. Он уникален тем, что мусор на него возят баржами. Не стоит говорить, что завод стерильно чистый, никакого неприятного запаха нет. Такое впечатление, что ты находишься не на мусороперерабатывающем заводе, а в больнице. Второй завод, который мы посетили, находится в графстве Бакингемшир в городе Бакингем. Там применяется подобная технология.
Японцы предлагают следующую финансовую схему — кредит на 30 лет под гарантии государства. Первые 10 лет кредит можно не возвращать. После этого начинает возвращаться тело кредита. Процент по кредиту просто смешной — 0,1% месячных.
После Бортнической станции аэрации мы стоим первые в очереди на получение этого кредита.
— Но такая технология предполагает какую-то первичную обработку мусора, его сортировку и т. д.
— Мы можем долго говорить о различных видах утилизации мусора. Там, где мы были в Англии, мусор просто сжигают. На выходе появляется мелкодисперсная пыль, из которой магнитами извлекают металл, что остается, и отправляют для производства облицовочной плитки.
Если мы запускаем перерабатывающую линию, то у нас ситуация несколько меняется. Проблема заключается в том, что в Украине нет экономики переработки мусора, потому что нет зеленого тарифа. Он не утвержден.
Тем не менее, если мы будем сидеть и рассуждать, что у нас нет зеленого тарифа и у нас нет необходимой экономики мусора и его переработки, то дело не сдвинется. Пока мы будем строить и вводить в эксплуатацию этот завод — а это в лучшем случае три года, — у нас уже будет какая-то экономика. Появились определенные возможности, и ими необходимо пользоваться, а не рассуждать.
Если говорить о переработке, то она может быть только в одном случае — при условии полного контроля всей цепочки, начиная с сортировки мусора непосредственно потребителем, то есть всего по отдельности: пищевых отходов, стеклянных бутылок, белой и цветной бумаги и картона.
Вторая ситуация состоит в том, что на мусорной теме сидят полукриминальные структуры. В нашем городе сортировкой мусора, извлечением из него каких-то фракций занимаются все кому не лень. В том числе и перевозчики. Когда они вывозят мусор на полигон, в нем ничего ценного уже нет.
В прошлую поездку в Англию в Манчестере мне рассказывали, что люди везде одинаковые и своих горожан они учили сортировать мусор дома 10 — 15 лет. И сталкивались с бытовым нигилизмом. Это длительный процесс, но им нужно заниматься.
Предложение японской стороны — не единственное.
Есть английский инвестиционный фонд, который хочет построить на нашем полигоне мусороперерабатывающий завод с биореактором. Это частные деньги, но есть проблема. Предлагается перерабатывать только половину мусора, поступающего на полигон. Они дают деньги и технологии. Инвестор в партнерстве получает 90%.
Австрийские инвесторы ведут переговоры с областной государственной администрацией о том, что им будет выделена в районе нашего полигона земля для строительства завода. Он сможет обслуживать не только Днипро, но и другие территориальные громады. Они предлагают строить завод за свои деньги на областной земле, но городской мусор будет приниматься бесплатно. Весь доход от его переработки будет оставаться у них.
Третий вариант — это предложение японской стороны. Японцы говорят, что готовы хоть завтра, но должны быть правительственные гарантии. Я буду просить премьер-министра во время его поездки в область и город, чтобы он дал соответствующее распоряжение Министерству финансов и через МИД, чтобы было направлено официальное письмо с подтверждением гарантий.
Первый проект предполагает инвестиции порядка $50 млн, второй — $150, третий — $200 — 300.
У меня пока нет каких-либо предпочтений. Всем сказано, кто первый добежит, того и тапки.
— В Днипре давно переименовано много улиц, но таблички на них старые. Гости города затрудняются с поиском улиц по новым адресам, да и горожане часто путаются.
— Таблички мы заказали. По ним было много разных разговоров. Многие стали считать себя дизайнерами и специалистами по английскому правописанию, причем в британском и американском вариантах. Мы остановились на табличках, которые разработал дизайнер Сергей Белый. До конца года на основных магистралях мы их развесим, хотя было много спекуляций, в частности, по их стоимости.
Если делать хорошо, то для этого нужен соответствующий металлический лист, антикоррозионное покрытие, стойкая краска. Можно на какой-то картонке или жестянке напечатать буквы, но потом это потеряет внешний вид и будет смотреться непрезентабельно.
Я к табличкам отношусь ответственно. В каждом европейском городе продаются образцы табличек с названиями улиц в качестве сувениров. У города должны быть такие, которые станут предметом интереса коллекционеров. Табличка — это лицо Днипра, в какой-то степени отражающее его сущность, и мы сделаем часть табличек достаточно дорогих, с выпуклым профилем. Когда-то у нас в городе такие были. Везде мы такие не повесим, но на главных магистралях — обязательно. Скажу еще раз. Таблички с названием улиц — это не просто информация, а лицо города, элемент его благоустройства.