1 сентября 2007 года может стать знаменательным тем, что украинские школьники, возможно, получат необычный первый урок. Его для них готовит студия «Арт Видео», на которой планируют отснять анимационный сериал об истории Украины. Его первая серия, как мечтают авторы фильма, будет показана во всех школах страны, если на то, конечно, будет воля руководителей нашего образования и государства.
Анонсируя это знаковое для украинского искусства событие, нельзя не вспомнить одно пророчество. «Украинской мультипликации как индустрии не существует. Но со временем, думаю, все встанет на свои места. Хотя ни меня, ни вас уже не будет...» Такой печальный прогноз сделал незадолго до того, как уйти из жизни настоящий отечественный классик, творец украинских мультипликационных «Козаков» Владимир Дахно. И действительно, все постепенно становится на свои места. Хотя пока что не в массовом порядке, но все же в Украине начинают вспыхивать яркие анимационные маяки, снова и снова побеждая на международных молодежных фестивалях.
Но какие трудности приходится для этого преодолевать и на какие жертвы идти. По данным главного художника-аниматора «Арт Видео» Сергея Гармаша (он возглавляет отдел дизайна студии), одна секунда украинского мультфильма стоит в сотни раз меньше, чем секунда западного ($50 — 250 у нас против десятков, если не сотен тысяч «зеленых» там). Это для нас одновременно и плохо, и хорошо, потому что, с одной стороны, продукция выходит конкурентоспособной на западных рынках, а с другой — такое соотношение сильно соблазняет художников и артистов несопоставимой зарплатой. Тем более что значительного спроса даже при очень незначительном предложении в Украине на анимационные фильмы нет.
Исключением является разве что удачно реализованный «Арт Видео» мультсериал «Приключения кота Выкрутаса», который уже состоит из 365 трехминутных фильмов. Права на трансляцию их получил на конкурсе телеканал ТЕТ. На адрес этого коммерческого проекта (симпатичный кот попал на экран с логотипа торговой марки), как говорят, ежемесячно приходят более пяти тысяч писем. И одно это может свидетельствовать об успехе и потенциале «Арт Видео», который стал не только творческим, но и успешным бизнесовым проектом. Тем не менее студия все еще нуждается в бескорыстных спонсорах. Более чем скромные бюджетные средства, выделяемые на культуру, конечно же, не поступают на частные студии, пусть даже бы они выполняли сверхважные государственные задачи. Год тому назад официальные руководители отечественной культуры обещали художникам, между прочим, концепцию развития анимационного кино и 15 миллионов гривен. На эти средства можно сделать не более двух- трех мультфильмов. На том и закончится...
Но «Арт Видео», которую возглавляет Андрей Лебедев, на бюджетные деньги не претендует. Андрей утверждает, что не гонится за дотациями. Власть, по его мнению, должна помогать тем, кто этого требует в первую очередь, кто оказался сегодня один на один со своими проблемами. Студия, которой он руководит, — это коммерческая структура, и самой лучшей помощью от власти, по словам Лебедева, будет для нее введение честных правил игры. В том числе и в сфере налогообложения. В Европе существует система специальных налоговых льгот для анимационных студий, стимулирующая развитие этой отрасли. Например, в Германии, рассказывает Андрей, государство обязывает различные государственные институты, а также телевидение финансировать кинопроизводство, в частности и анимационное. Вместо этого в нашей стране для развития творчества могут создать лишь минимум условий. Лебедев с грустью говорит: «В той же самой России уже несколько лет создаются патриотические мультфильмы. Специалисты называют это прорывом и возрождением русской мультипликации, а государственная поддержка была оценена общественностью как один из самых удачных примеров инвестиций в национальную культуру. Характерно, что над этим проектом в России работают украинцы — известные актеры и художники, среди которых Степан Коваль, автор одной из мультипликационных серий об истории Украины. Разве это нормально, когда украинский потенциал используется другим государством?»
Впрочем, Андрей не теряет оптимизма. «Если наша и другие компании смогут зарабатывать больше, — убежден он, — то государство также с каждым годом будет становиться более богатым, и в бюджете наконец-то должны появиться деньги и на поддержку анимации. В России, например, на это выделяется значительная сумма. Если тендеры будут проводиться так, как они должны проводиться, то мы уже сегодня готовы представить достойные победы проекты. И посмотрим, кто предложит лучшие. Мы уверены в своих силах и профессиональном уровне».
Для такого заявления, бесспорно, есть все основания. При помощи Гармаша, которого называют крестным отцом кота Выкрутаса, практически лишь за полтора года студии удалось предложить рынку настоящий инновационный продукт, созданный в ходе бизнес-эксперимента. Сначала в успех верили немногие. Работа шла по жесткому графику, потому что требовалась постоянная ритмичность: разница во времени между изготовлением серии и выходом ее в эфир должна составлять месяц. Одновременно приходилось беспокоиться о развитии компании, появившейся во Львове, но по-настоящему она могла развернуть деятельность лишь приобщившись к столичному размаху. Ныне художники-аниматоры работают во львовском офисе, где для них оборудовали 20 современных рабочих мест. Там также пишутся сценарии, а вскоре начнет работать школа молодых аниматоров. А вот офис в Киеве — это менеджерская штаб-квартира.
Однако компания работает не только на украинский рынок. Она не отказывается и от аутсорсинга. Это мировая практика, благодаря которой сейчас быстро развиваются анимационные компании в Юго-Восточной Азии. Такая методика, по словам Андрея, позволяет повышать стандарты качества, обезопасив себя от рисков в случае низкорентабельных проектов. «Денежный объем этого рынка — почти два миллиарда долларов, и не удивительно, что мы стремимся получить часть этих денег. Но сосредотачиваться только на аутсорсинге — это тоже не выход. Ведь Украине также нужна наша продукция, и, возможно, это немного пафосно, но я так думаю, что создавая сегодня украинские мультфильмы, мы работаем на лучшее будущее нашей страны».
Андрей Лебедев не без гордости говорит о следующем проекте — «Український літопис в іменах». «Для нас важно донести до зрителей, прежде всего детей и молодежи, яркие страницы нашей истории, познакомить их с действительно знаковыми, героическими фигурами, — рассказывает руководитель нового проекта, — Конечно, это элемент патриотического воспитания, так или иначе присутствующий в каждом государстве, только Украина почему-то об этом не заботится». «Український літопис в іменах» сейчас в стадии окончательного утверждения сценария. Ищем спонсоров и партнеров, рассматриваем самые лучшие условия размещения его на общеукраинских телеканалах. Верю, что отыщутся люди, заинтересованные в реализации такого общественно значимого проекта, — рассказывает Лебедев и не без юмора обещает: — Далее будет, следите за рекламой». И на самом деле, планы студии «Арт Видео» достаточно амбициозны. Ее специалисты уже разработали концепцию детского анимационного телевизионного канала и подали ее на рассмотрение Нацсовета по радиовещанию и телевидению, а теперь надеются, что там оценят уникальность этого предложения — ведь кто-то наконец должен позаботиться и об интересах детей.