Инновационная составляющая плана жизни страны на будущие восемь лет хромает на обе ноги. Об этом говорится в выводах анализа проекта Стратегии развития Украины на 2010—2020 годы. В частности, там отмечено, что «существующая система формирования и особенно реализации программ является крайне неэффективной». Необходимо усовершенствовать программно-целевой механизм реализации задач в инновационной сфере. В частности, речь идет о потребности полного обеспечения программ и проектов кадровыми, финансовыми ресурсами, а также отработке механизмов их выполнения.
Группа украинских ученых осуществила разработку на тему «Реализация стратегии инновационного развития на основе новейших алгоритмов управления». Эта работа представлена Национальным авиационным университетом на получение Государственной премии Украины в области науки и техники 2012 года. Кроме сотрудников НАУ, в разработке приняли участие научные работники Национальной академии наук Украины, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Национального университета «Киево-Могилянская академия» и Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко.
О содержании и актуальности этой научной работы рассказал в интервью «Дню» один из членов авторского коллектива, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, заслуженный экономист Украины, заместитель директора Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Анатолий ДАНИЛЕНКО.
— Вы являетесь одним из разработчиков «Реализации стратегии инновационного развития на основе новейших алгоритмов управления». Из самого названия следует, что Стратегия уже существует, оставалось только определиться с механизмом ее воплощения.
— Действительно, в Украине разработаны многие нормативные документы по стратегии инновационного развития. Но во многих случаях окончательная редакция положений относительно этих механизмов была сформулирована таким образом, чтобы сохранить действующую устарелую систему управления, а некоторые прогрессивные нормы, например из Закона «Об инновационной деятельности», так никогда и не были введены, поэтому существенно изменить сформированные негативные тенденции в экономике пока не удалось.
Причина кроется именно в отсутствии конкретных механизмов в этой сфере и, в первую очередь, привлечения организационного ресурса как составляющей радикальных инноваций, с соответствующими алгоритмами принятия и реализации управленческих решений, адекватных требованиям внутренней и внешней среды. Поэтому разработка и внедрение новейших эффективных алгоритмов реализации стратегий инновационного развития остается очень актуальной.
Мы предлагаем собственный взгляд на ее реализацию на базе сугубо научного, системного и математического подходов к управлению инновационными процессами.
— Как осуществляется управление инновациями сейчас? И в чем новизна ваших разработок?
— Эффективность реализации утвержденной стратегии инновационного развития в Украине, как вы уже сами отмечаете, является крайне низкой, в результате мы все более отстаем от других государств в разнообразных рейтингах конкурентоспособности. Система государственной поддержки инновационных процессов остается настроенной на обеспечение потребностей «командно-административной» линейной организации управления ведомственного типа. Однако сегодня наибольший эффект дает матричная система управления, которая стимулирует процессы самоорганизации инновационных фирм или субъектов комплексных инновационных проектов разного уровня. Впервые нами был выполнен авторский анализ технологической укладности и структурной динамики украинской промышленности, который показал, что государственная инновационная политика должна стимулировать развитие отраслей 5-го и 6-ого технологических укладов. На основании результатов этого анализа мы предложили новый математический аппарат, который позволяет вырабатывать управленческие решения, направленные на минимизацию сроков реализации инновационных проектов в условиях ограниченности разных ресурсов и с учетом текущего экономического положения страны.
— Что означают 5-й и 6-й технологические уклады?
— Ключевыми факторами, то есть базовыми инновациями всех технологических укладов, выступают: для первого уклада, который формировался в 1790 — 1850 гг., — это механизация труда в ткачестве и технологии выплавки чугуна; для второго (1841 — 1895 гг.) — угледобыча и паровой двигатель; для третьего (1896 — 1945 гг.) — металлургия, дизельный двигатель, электроэнергетика, машиностроение; для четвертого (1946 — 1980 гг.) — энергия (нефть вместе с продуктами органической химии), аэрокосмические технологии, атомная энергетика; для пятого (1981 — 2020 гг.) — микроэлектроника, информационные и телекоммуникационные технологии; для шестого (после 2020) — нанотехнологии, биотехнологии, «зеленые» технологии. Нужно учесть факт, что ныне продолжительность технологических укладов сократилась во времени и человечество стоит на пороге шестого технологического уклада.
Шумпетерианская теория экономического развития — это теория эволюционного развития экономики. И термин «эволюция» в данном случае означает не медленность и постепенность изменений, как это иногда трактуется, а коренное изменение существующего порядка вещей, прыжок в новое качество (инновацию), которое преимущественно является непредсказуемым. Иллюстрацией здесь может быть известный алогизм Шумпетера: «Сколько нужно совершенствовать производство карет, чтобы появился автомобиль?». Ясно, что невозможно было спрогнозировать появление парового двигателя, постоянно модернизируя гужевой транспорт. Поэтому важно сосредоточение внимания именно на решающей роли фактора эволюционного скачкообразного или так называемого квантового развития экономики на базе инноваций — то есть важна динамика экономического роста не просто традиционных производств, а принципиально новых отраслей, которые образуются на базе технологических инноваций.
Новизна наших разработок отражается в предложенной модели функционирования инновационных систем с учетом национальных особенностей экономического развития государства, концепции построения финансовой политики страны, модели оптимального планирования инновационных процессов, новейших алгоритмов управления полным циклом проектно-инновационной деятельности, усовершенствованной технологией управления инновационно-инвестиционными проектами и т.д. Мы разработали квантовую модель инновационного развития и структурно-полевую модель национальной инновационной системы. В ней учтены влияния глобализационных процессов на инновационное развитие общества. Есть основания утверждать, что отдельные научные результаты наших исследований не имеют аналогов в мире.
— В условиях почти полной изношенности основных производственных фондов предприятий, инфраструктуры, которая досталась Украине в наследство после распада СССР, на каком базисе возможно воплощение инновационных технологий, ведь наше народное хозяйство сегодня находится в полумертвом состоянии?
— Ошибкой украинской экономической политики как раз и является то, что мы рассчитываем получить инновационный результат из тех ресурсов и институтов, которые были созданы много лет назад и сегодня преимущественно неэффективны.
Преимущества нашей разработки именно в том и заключаются, что полученные результаты позволяют минимизировать сроки реализации инновационных проектов в условиях ограниченности материально-технических, финансовых и других ресурсов с учетом текущего состояния экономического развития страны, заданной последовательности решения задач и выполнения соответствующих действий.
Анализ сегодняшней ситуации в Украине показывает, что серьезной проблемой развития аутсорсинга и технологических инноваций остается неполное использование имеющихся ресурсов и возможностей, а также незрелость рыночных процессов. Проблему может решить только активная позиция правительства Украины по развитию этих стратегических направлений.
— Подозреваю, что наличных в Украине финансовых ресурсов не хватит для эффективного внедрения инноваций. Каким образом вы предлагаете воплощать задуманное?
— Особенностью инновационного процесса является то, что он может сам обеспечивать себя ресурсами для развития. Коротко здесь не рассказать, но отмечу, что главную роль в этом механизме играют институты кредитования инновационных проектов, венчурного финансирования и эффективность функционирования фондовых рынков, где должен генерироваться рост стоимости инновационных фирм и соответствующее привлечение новых инвестиций. К сожалению, все эти три источника сегодня в Украине практически не влияют на инновационные процессы из-за высоких кредитных процентов, высоких рисков стратегических проектов (неопределенность будущей бизнес-среды), «ручного управления» на фондовых рынках. Исправление этих недостатков (а это возможно) ощутимо увеличит финансовый ресурс инновационной деятельности.
Мы предлагаем простой и приемлемый путь развития инновационных процессов — в существующих экономических условиях обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов во внедрении деятельности инновационных систем разного уровня. То есть речь идет не столько об увеличении финансовых ресурсов для внедрения инноваций, сколько о системном управлении комплексом ресурсов — интеллектуальных, информационных, человеческих, материальных, финансовых и других. Значительный финансовый потенциал инновационного развития можно задействовать за счет снижения ставок налогообложения прибыли. Шаги в этом направлении уже делаются правительством.
— Мало одного лишь понимания потребности в инновационных технологиях, нужны знания, определенные навыки. Люди, на которых вы рассчитываете, должны обладать, прежде всего, и инновационным мышлением. Хватает ли интеллектуального ресурса?
— Это серьезный вопрос. Но, думаю, в Украине самая большая проблема в этом ракурсе касается ресурса «инновационное мышление». Наше общество сегодня демонстрирует какой-то странный «пещерный» консерватизм во многих областях жизни. Однако в литературе можно найти результаты многих исследований, которые показывают, что переход к постиндустриальному инновационному обществу является тяжелым для большинства сообществ в мире и поэтому успешные страны внедряли специальные национальные программы развития инновационного мышления (их названия могут быть разными), которые охватывали очень широкий спектр разнообразных сфер: культурной жизни, образования (всех уровней), науки, политики, развлечений и тому подобное и, конечно, собственно инновационной деятельности. Принимая во внимание статистику по ВВП, а также уровень образованности в Украине (общее количество людей со средним и высшим образованием), уверенно можем заявить, что украинский кадровый ресурс при условии реализации соответствующих стратегических мероприятий в системе инновационного развития имеет огромный потенциал. Эта мысль поддерживается Мировым банком, Международным валютным фондом и другими организациями высокого уровня. Так, в докладе Организации экономического сотрудничества и развития за 2007 год, в разделе «Экономические перспективы Украины», отмечено: украинский кадровый потенциал предоставляет наиболее перспективные возможности для роста украинской экономики. Тенденции научной составляющей высшего образования Украины свидетельствуют о ее стабильно протекающем развитии, и в то же время у нас есть другая тенденция — низкая востребованность научных разработок и инноваций в промышленности. А что касается практической реализации развития инновационного мышления, то около десяти лет назад авторами этой работы было инициировано открытие группы специфических специальностей, подготовка специалистов по которым осуществляется на базе высшего образования и введения соответствующих профессий. За последние пять лет отмечается стремительный рост интереса к этим специальностям.
— Сколько времени понадобилось для разработки принципов реализации «Стратегии инновационного развития на основе новейших алгоритмов управления»? Это была сугубо кабинетная теоретическая работа, практиковались ли и полевые исследования, эксперименты?
— Представленная работа является результатом научно-технической, образовательной, консультативной, экспертной деятельности высокого уровня, которая выполнялась в течение длительного времени — с первых лет независимости Украины. Практически все научные разработки прошли практическую апробацию, а многие из них внедрены в практику государственного управления и управления инновационной деятельностью на уровне отраслей и предприятий, а также в систему высшего образования. Дальнейшее внедрение выполненных разработок продолжается. Апробация разработанных методов и алгоритмов была проведена также в ходе выполнения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов в рамках международных и государственных программ по исследованию в сфере нанотехнологий.
— Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы трудоемкая работа вашего коллектива не оказалась на «кладбище идей»?
— Дело в том, что наша работа не может оказаться на «кладбище идей». Мы уже выпустили «джина из бутылки». Сегодня решающей в развитии общества признается триада «человеческий потенциал — образование — инновации». В перспективе у Украины нет иного выбора, как внедрение инновационной модели развития экономики, а это значит, что рано или поздно наши разработки актуализируются в практической плоскости государственной инновационной политики. Ускорить этот объективный процесс может «политическая воля» Украины, приобщившись к реализации стратегической программы Европейского Союза «Европа-2020», которая полностью построена на принципах инновационной теории экономического развития, и, таким образом, создать спрос на результаты нашей работы.